“В республике должно быть создано такое профилактическое правовое поле, которое позволит минимизировать преступления и правонарушения”, – заявил Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин на вчерашнем выездном заседании Комитета Госсовета по законности и правопорядку в Зеленодольске. Глава парламента посетовал на инертность большинства руководителей местных органов самоуправления в плане профилактики подростковой преступности.
Участие Председателя Госсовета в заседании комитета стало, честно говоря, и для его участников, и для представителей СМИ неожиданностью, поскольку накануне сообщалось об “усеченном” составе заседающих. Вероятно, поэтому в какой-то мере формальное мероприятие превратилось в серьезный “разбор полетов”.
До начала заседания члены Комитета Госсовета по законности и правопорядку посетили некоторые социальные объекты Зеленодольска. В частности, лицей имени Пушкина, где образован кадетский класс, социальный приют для детей и подростков “Звездочка”, общественный пункт охраны порядка и стационарный пост милиции.
Само заседание открылось обсуждением ситуации по профилактике правонарушений в Зеленодольском, Лаишевском, Верхнеуслонском и Высокогорском районах. По словам заместителя председателя Комитета Рафила Нугуманова, акцентирование внимания на этих районах говорит о наличии там проблем. К примеру, если в среднем прирост подростковой преступности за год по республике составил около пяти процентов, то в Зеленодольском районе этот показатель равен 11 процентам, в Лаишевском – 8,5.
“Чемпионом” в этом отношении Рафил Нугуманов назвал Верхнеуслонский район, где уровень подростковой преступности вырос почти на 26 процентов.
С профилактикой детской преступности экс-начальник милиции общественной безопасности Татарстана знаком, понятно, не понаслышке, а потому он затронул в разговоре и проблему реализации Закона “Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Татарстан”. Несмотря на то, что правовой акт был принят почти четыре года назад, развитие движения добровольных народных дружин (ДНД) в республике идет вяло. Лица, призванные следить за реализацией закона, справедливо замечают, что граждане не особенно рвутся в дружинники, поскольку юридически не защищены. В отличие от участковых милиционеров, вместе с которыми дружинники обязаны патрулировать улицы. Именно на этом и акцентировал внимание участников встречи Фарид Мухаметшин. Так что скоро стали ясны причины его личного присутствия в зеленодольском ДК им. Горького.
По словам руководителя парламента, депутаты и разработчики законопроекта долго думали над механизмами его реализации, однако юридически защитить дружинников на уровне субъекта Федерации оказалось не так-то просто. “Суть ДНД не в том, чтобы дружинники наравне с милиционерами скручивали преступников и доставляли их в отдел, – заметил Фарид Мухаметшин. – Главное назначение человека с красной повязкой на рукаве – это профилактика правонарушений. Если бы удалось возродить дружины хотя бы “на уровне СССР”, было бы здорово. Но прямо скажу: мы этого не добились”. Председатель Госсовета добавил, что ДНД – не прихоть руководства республики, а объективная необходимость, должного осознания которой в муниципалитетах пока нет. В доказательство Фарид Мухаметшин привел ситуацию с Верхнеуслонским районом, где подростковая преступность выросла на четверть.
Верхнеуслонцы и лаишевцы, в свою очередь, попытались “защититься”, заметив, что население их районов в летний период увеличивается в три, четыре, а то и в пять раз. За счет приезжих горожан “нехорошие” показатели и растут. К примеру, в Верхнеуслонском районе из двадцати одной зарегистрированной кражи семнадцать совершили два подростка из Казани.
Впрочем, аргументы представителей районов в итоге свелись к тому, что ситуацию способна исправить опять-таки только профилактика. Фарид Мухаметшин, в свою очередь, дал задание “подумать” присутствующим на заседании сотрудникам татарстанского МВД над тем, как можно помочь милиционерам пригородных районов справиться с летним валом преступности. “Посылаем же мы в Чечню или Дагестан отряды милиции, когда попросят. Почему же нельзя командировать сотрудников в нужное время на эти трудные участки?” – резюмировал глава парламента.
По всему видно, что руководство республики за проблему профилактики подростковой преступности взялось всерьез. И спрос с муниципалов за эту проблему будет серьезным. А иначе нельзя. Дело, конечно, не только в предстоящей Универсиаде, но и в ней тоже. Задумаемся: сегодняшний подросток-правонарушитель через четыре года повзрослеет. И не только в смысле возрастной метрики, но и в отношении серьезности его криминальных деяний. И как мы будем тогда выглядеть перед мировым сообществом? Так что браться за юных правонарушителей нужно именно сейчас и надолго.