Квота на правопорядок

Какую роль в защите нашей безопасности законодатели отведут народным дружинам?

Автор статьи: Игорь ПРОСТАТОВ

information_items_1347367913
Принято считать, что во времена СССР добровольные народные дружины были неотъемлемым, а главное — эффективным инструментом охраны общественного порядка. В новой России уже не раз предпринимались попытки возродить дружины советского образца, однако заметного результата они не дали. Может быть, поэтому законопроект «Об участии граждан в охране общественного порядка», который сейчас рассматривается в Госдуме, выдержан в столь жестких тонах? Стремление его разработчиков защитить нас от нас же самих настолько велико, что дружинникам предлагается выдать травматическое оружие и практически уравнять их в правах с милиционерами.

Чуть было не было

Первые добровольные народные дружины появились в Ленинграде в 1958 году. Они-то и были в полном смысле добровольными. Отстояв смену у станка, рабочие фабрик и заводов по собственной инициативе выходили патрулировать улицы родного города. Поскольку движение это не имело под собой прочной юридической базы, дружинники той поры руководствовались лишь своими морально-нравственными соображениями. И получалось, надо признать, неплохо. Настолько, что начинание ленинградцев было решено распространить по стране.

2 марта 1959 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». Участие ДНД приравнивалось к трудовым обязательствам. Вместе с тем красная повязка на рукаве давала дружинникам довольно широкие полномочия. Например, они имели право самостоятельно задержать человека и доставить его в отделение милиции. ДНД в основном были ориентированы на борьбу с «социальными пороками» того времени — хулиганством, мелкой бытовой преступностью, тунеядством.

После распада СССР дружины в первоначальном их понимании исчезли. Но попытки их возрождения на федеральном уровне периодически предпринимались. В 1996 году законопроект «Об участии граждан РФ в обеспечении правопорядка» был внесен на обсуждение в Госдуму. Его разработчики выступали за создание своеобразной «народной милиции».

К примеру, депутаты предложили допустить граждан к «регулированию дорожного движения» и «мероприятиям по раскрытию преступлений». Какие именно действия закладывали в эти «мероприятия» пятеро депутатов во главе с Михаилом Гуцериевым, внесших законопроект на обсуждение, догадаться не так просто, поскольку и наружное наблюдение, и задержание подозреваемого, и контрольная закупка, и даже негласный съем информации (прослушка) — все это мероприятия по раскрытию преступлений. Дружинников предлагалось сделать этакими техасскими шерифами — они могли остановить любую машину для перевозки лица, нуждающегося, по их мнению, в срочной медицинской помощи. Кроме того, им давалось право бесплатно пользоваться средствами связи любых организаций, независимо от форм собственности, для связи с правоохранительными органами. И в довершение каждому дружиннику полагался набор спецсредств: резиновая палка, слезоточивый газ и электрошокер.

Надо ли говорить, сколь бурное обсуждение в парламенте вызвал тот законопроект? Его сторонники — как ни странно, коммунисты — ратовали за предоставление гражданам таких прав. По мнению взывавших к здравому смыслу противников законопроекта, по сути он мог привести к фактической легализации создания вооруженных группировок. Несмотря на это, в январе 1999 года Госдума приняла этот непростой закон, а позже его одобрил и Совет Федерации. О том, каким образом новоявленные дружинники повлияли бы на картину преступности в стране, остается лишь догадываться, потому как закон так и не вступил в силу. Президент Борис Ельцин наложил на него вето.

По ту сторону «баррикады»

Необходимость принятия нового закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» в числе прочего аргументируется поручением Владимира Путина создать многоуровневую систему профилактики правонарушений. Интересно, что внесение в Госдуму этого законопроекта по времени совпало с разразившимся финансовым кризисом. Правда, в пояснительной записке к проекту думцы не проводят никаких параллелей, констатируя, что «за последние пять лет в РФ обозначились негативные тенденции в динамике криминальных проявлений в местах массового пребывания граждан».

Скептически относиться к этой формулировке вряд ли следует, ведь первым в списке авторов закона значится председатель Комитета нижней палаты по безопасности Владимир Васильев. Кстати, Татарстан в отношении «негативных тенденций», как и многие другие регионы, — не исключение. В конце прошлого года республиканское МВД поделилось нерадостными прогнозами, согласно которым та самая «динамика криминальных проявлений» в 2009 году существенно возрастет. И речь идет прежде всего об имущественных преступлениях. Вместе с тем в круг полномочий дружинников входит, например, участие в оцеплении участков местности. Противники предоставления дружинникам столь широких прав не преминули припомнить и прогнозы относительно массовых народных выступлений. Во-первых, мол, дружины станут «мягким рычагом» подавления народных протестов, во-вторых, право на участие в оцеплении по случаю народных волнений автоматически запрещает участие в этих самых волнениях.

«Спасибо» — стимул, конечно, хороший…

Тот же Владимир Васильев, выступая за возрождение народных дружин на федеральном уровне, привел в пример успешную работу таких формирований в Башкирии, Тверской области, Татарстане. Не возьмусь судить, как обстоят дела в Твери и у соседей-башкир, но нашей республике, действительно, есть чем похвалиться. В разных видах общественные формирования по охране правопорядка существуют у нас уже более десяти лет. По данным МВД по РТ, в настоящее время в Татарстане существуют 1946 народных дружин, в них задействованы 18,5 тысячи человек. Помимо этого около 11 тысяч молодых людей заняты в различных молодежных формированиях. По статистике молодежного движения «Форпост», ежегодно при участии его воспитанников раскрывается около тысячи преступлений и правонарушений.

Заместитель начальника милиции общественной безопасности МВД по РТ Ринат Галимбеков убежден, что население должно активнее участвовать в охране общественного порядка. Вопреки расхожему мнению полковник считает, что это ни в коем случае не перекладывание части полномочий участковых на граждан, а, напротив, усиление милицейских постов. «Те дружины, что действовали в СССР, себя оправдывали, — говорит Галимбеков. — Это была серьезная и эффективная помощь правоохранительным органам». По его словам, только за три первых месяца этого года при участии дружинников было раскрыто около шестисот преступлений. Но для централизованной работы народных дружин необходимо решить ряд вопросов, в том числе и проблему финансирования. Поэтому в милиции очень ждут принятия закона.

В качестве примера успешной организации участия граждан в обеспечении правопорядка нередко называют народную дружину, созданную на базе ОАО «Нижнекамскнефтехим». Как оказалось, при охране общественного порядка можно обойтись и без гербового документа. Зато руководство предприятия снабдило дружинников автотранспортом. Наиболее активные получают премии, отгулы и прочие социальные гарантии. Лишь в прошлом году на улицы с повязками «Дружинник» вышло около 10 тысяч работников предприятия.

В других городах с подобным стимулированием «народного рвения» дела обстоят хуже. Работники в возрасте 40-45 лет (статистика МВД по РТ) еще выходят вечерами на улицы своих городов, а вот молодежь за одно только «спасибо» в патрули не загонишь. Закон «Об участии граждан в охране общественного порядка в Республике Татарстан» был принят в 2005 году, однако до сих пор республиканский бюджет не предусматривает финансирование народных дружин. Кардинально решить проблему призван новый федеральный закон. Его разработчики предлагают внести соответствующую строку в бюджеты местных органов самоуправления.

Вирус радикализма

Пока же региональные и муниципальные власти стимулируют дружинников бесплатными проездными на общественный транспорт, как, например, в Московской области. Оттого народные дружины и являют собой студенческо-пенсионные формирования. И так по всей стране.

Добровольно и даже на безвозмездной основе выступить на защиту правопорядка в родном городе пока изъявили желание одни только националисты. Уже есть примеры, когда народные дружины превращались в националистические отряды. В конце 90-х годов члены движения «Русское национальное единство» в Москве и Московской области активно записывались в дружинники. В итоге практически весь юго-восток столицы патрулировали именно они. Сейчас статус правоохранителей активно пытаются получить представители Движения против нелегальной иммиграции.

Пока добровольные формирования непосредственно контролируются только участковыми, вместе с которыми дружинники заступают на дежурство. Новый закон, если он будет принят, предусматривает создание народных дружин по принципу их взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Вместе с тем обсуждаемый в Госдуме проект дает право гражданам участвовать и в так называемых формированиях общественной самодеятельности. Они создаются без участия властей, достаточно уведомить орган местного самоуправления.

Хотя эти структуры могут действовать только во дворах, подъездах и на придомовой территории, вступить в них вправе каждый желающий. А такими желающими, если быть откровенным, могут стать и радикально настроенные граждане. Как известно, они не перестают заявлять о себе.

К примеру, в ноябре прошлого года участники татарстанской ячейки ДПНИ, по данным республиканской прокуратуры, намеревались превратить православный крестный ход в «русский марш», присоединившись к шествию верующих с флагами, транспарантами и лозунгами ДПНИ. «Русский марш» прошел в тот день во многих городах страны. В Казани удалось не допустить его проведения лишь благодаря своевременному вмешательству правоохранительных органов и спецслужб. За полгода до этого Советский районный суд Казани вынес обвинительный приговор шести членам татарстанского отделения движения «Русское национальное единство» (РНЕ), деятельность которого была запрещена Верховным судом РТ в 2003 году. Все они обвинялись в организации экстремистского сообщества, разбое, незаконном обороте взрывчатых веществ и вымогательстве. В настоящее время в Верховном суде республики продолжается стартовавший этой весной процесс по делу участников запрещенной в России экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». В числе прочего им инкриминируется возбуждение национальной ненависти или вражды, вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению, организация деятельности экстремистского формирования.

Вы можете спрогнозировать, как будет развиваться ситуация, если свою квоту на охрану правопорядка получат люди, представляющие такого рода движения и организации?

Семь раз отмерь…

Предложение авторов закона практически уравнять в правах дружинников с милиционерами не случайно вызывает опасения. А ведь кроме милицейских спецсредств, народные дружины предлагается снабдить еще и травматическим оружием. Более того, применение насилия в отношении человека с повязкой дружинника будет приравнено к аналогичным действиям в отношении стража порядка.

Впрочем, республиканское МВД на возможное послабление лицензионно-разрешительных мер реагирует спокойно. «Личность претендента в народную дружину проверяется и местными органами самоуправления, и нами, — говорит Ринат Галимбеков. — Если человек участвует в охране общественного порядка продолжительное время, если он отлично себя зарекомендовал, то почему бы не выдать ему оружие?»

В том, что МВД каждого из очереди за «стволом» будет проверять тщательнейшим образом, можно не сомневаться. Ведь еще с прошлого года порядок выдачи лицензий на травматическое оружие самообороны (в частности, на пистолеты с резиновыми пулями) был настолько ужесточен, что для получения лицензии необходимо пройти собеседование лично с заместителем главы МВД по РТ, начальником МОБ Рафилом Нугумановым. На одной из встреч с журналистами генерал-майор Нугуманов заявил, что МВД всеми возможными способами будет пытаться снизить количество владельцев «травматики». Однако с федеральным законом уже не поспоришь. Если пистолет тебе положен — получи, распишись.

Руководителю Правозащитного центра Казани Игорю Шолохову менее всего понятно желание раздать добровольным дружинникам спецсредства. «Если у нас сотрудники милиции подчас не могут пользоваться положенными им спецсредствами и оружием, а в результате их неправомерного применения причиняется вред пострадавшим, то чего требовать от гражданских лиц?» — задается он вопросом. К тому же, по словам Игоря Шолохова, если дружинник при задержании человека нанесет ему травмы, то привлечь его к ответственности в качестве должностного лица не удастся, поскольку он не обладает таким статусом. Это будет всего лишь дело частного обвинения. То есть пострадавший должен будет пойти в мировой суд и доказывать там, что его побили. Иными словами, государственные механизмы защиты прав этого человека включаться не будут. В отличие от случаев, когда несоразмерную силу в отношении гражданина применяет сотрудник милиции: здесь на защиту прав первого встает прокуратура или следственный комитет при прокуратуре.

Что и говорить, непроясненных вопросов здесь пока немало, отсюда и неоднозначное отношение к самому законопроекту. Не исключено, что ему предстоит серьезная «шлифовка», и в этом случае депутаты Госдумы призваны отнестись к ней со всей ответственностью.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще