Председатель Счетной палаты Татарстана Алексей Демидов не очень любит давать интервью. Считает, что лучше “отвечать на вопросы” своими делами. Меньше слов, больше дела – в этом он весь.
Надо признать, что за весьма короткий срок возглавляемая Алексеем Демидовым Счетная палата достигла серьезных результатов в сфере финансового контроля. С момента ее создания в 2004 году только по результатам контрольно-ревизионных мероприятий устранено финансовых нарушений и восстановлено в бюджет средств почти на 3 миллиарда рублей. По итогам отдельных проверок не обошлось и без оргвыводов…
В 2005 году Счетная палата вступила в Ассоциацию контрольно-счетных органов Российской Федерации, а ее руководитель был избран председателем отделения АКСОР в Приволжском федеральном округе. В 2007 году экспертная комиссия АКСОР подтвердила соответствие деятельности Счетной палаты Татарстана стандартам государственного финансового контроля и вручила ей сертификат соответствия за номером “3”. В октябре того же года “было прорублено окно в Европу” – Счетная палата Татарстана вступила на правах полноправного члена в состав Ассоциации региональных контрольно-счетных органов Европы (ЕВРОРАИ), где Россию также представляют контрольно-счетные палаты Москвы и Ростовской области.
Сегодня, спустя почти 5 лет после своего образования, Счетная палата Татарстана, по оценке председателя Счетной палаты Российской Федерации Сергея Степашина, – один из самых динамично развивающихся контрольно-счетных органов страны.
– Алексей Иванович, в Татарстане немало сделано для создания единой системы финансового контроля. Значительная роль в этой последовательной работе принадлежит Счетной палате республики. А как все начиналось?
– Важность консолидации усилий контрольных органов, действующих в республике, мы осознали с первых дней работы Счетной палаты. Первым шагом в этом направлении стало подписание двусторонних соглашений с Прокуратурой, Министерством внутренних дел и другими республиканскими ведомствами. Однако в условиях, когда необходима комплексная межведомственная координация, этого было явно недостаточно.
Поэтому по инициативе Счетной палаты в июле 2005 года указом Президента РТ был создан Межведомственный координационный совет по вопросам государственного финансового контроля, или, как мы его называем, МКС.
Открытость Минтимера Шариповича Шаймиева к восприятию нового и готовность к внедрению всего самого лучшего позволили в нашей республике реализовать модель единой системы государственного финансового контроля и при координации Счетной палаты объединить усилия различных ведомств в решении актуальных вопросов финан-сово-бюджетной сферы.
Конечно, та сплоченность и работоспособность, которую мы сегодня наблюдаем, пришли не сразу. Консолидацию под эгидой МКС Счетной палаты, Прокуратуры, МВД, федерального и республиканского казначейств, Росфиннадзора, Национального банка, республиканских управлений налоговой и антимонопольной служб некоторые восприняли настороженно. Но скоро всем стало понятно, что о каком-либо состязании, подобном соперничеству греческих городов за право называться родиной Гомера, тут не может быть и речи. Достигнутый уровень организации совместной, сплоченной работы позволяет оперативно решать поставленные перед нами задачи.
Советом проведена большая работа по стандартизации контрольной деятельности, становлению муниципального финансового контроля, повышению эффективности системы государственных закупок. Наконец, получили поддержку Государственного Совета несколько законодательных инициатив МКС, в том числе по внесению изменений в Административный кодекс Татарстана.
Проверки проводятся в рамках сводного плана контрольных мероприятий. Одобрено предложение о создании единой базы данных проверок, проводимых органами государственного финансового контроля.
– Ознакомившись с законом о Счетной палате Татарстана, можно сделать вывод, что в нем уже изначально были заложены главные направления работы и потенциал координации контрольных органов?
– У этого закона – необычная судьба. Было несколько его вариантов, которые заметно отличались, вплоть до изменения концепции закона. А у его истоков стояли Президент М.Ш.Шаймиев и Председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашин. Благодаря их новаторскому подходу, большому желанию создать в республике по-настоящему независимый орган закон вобрал в себя наиболее прогрессивные идеи по организации государственного финансового контроля. Счетная палата самостоятельно, на коллегиальной основе, планирует свою контрольную деятельность, обеспечивая системность контроля за исполнением бюджета, концентрируя усилия на наиболее значимых и уязвимых вопросах.
В период становления большую помощь нам оказали Счетная палата Российской Федерации и Ассоциация контрольно-счетных органов России. Тесное сотрудничество с ними продолжается и по сей день. Так, в этом году запланировано проведение двух совместных контрольных мероприятий. Это аудит эффективности использования медицинского оборудования, поставленного в субъекты Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта “Здоровье”, и проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на создание и развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа “Алабуга” в Елабуге.
– Сергей Степашин не раз говорил о прогрессивном характере закона о Счетной палате Татарстана, отмечая тем самым и положительную роль депутатского корпуса республики, наделившего контрольный орган максимально возможной функциональной и финансовой независимостью. Как строится взаимодействие с Государственным Советом республики?
– По принципу регулярного информирования парламента, отчетности перед ним о результатах работы Счетной палаты и проводимых ею контрольных мероприятиях, а также представления заключений на проекты законов, регулирующих вопросы бюджета и финансов республики. Экспертиза проектов законов о бюджете на очередной год, внешняя проверка достоверности отчета об исполнении бюджета являются основными инструментами обеспечения Государственного Совета информацией о законности бюджетного процесса.
В свою очередь, законодатель наделил председателя и аудиторов Счетной палаты правом участвовать в заседаниях парламента, его Президиума, комитетов, комиссий и рабочих групп, что, на мой взгляд, очень важно, поскольку своевременная информированность Счетной палаты о перспективах и приоритетных направлениях в работе законодательного органа позволяет нам оперативно реагировать и организовывать необходимые мероприятия.
Хочу отметить еще один важный аспект – право Государственного Совета, отдельных групп депутатов влиять на планирование работы Счетной палаты в форме запросов и поручений. И этим правом парламентарии активно пользуются. Ведь осуществляемый палатой анализ наиболее типичных нарушений, предложения и выводы по результатам проведенных экспертиз, ориентированных, в частности, на возможность их использования депутатами в законотворческой деятельности, – хорошее подспорье в работе по совершенствованию бюджетного и финансового законодательства.
– Расскажите о том, как в Татарстане проходит становление муниципального финансового контроля.
– В республике проводилась взвешенная, поступательная политика по реформированию местного самоуправления. В плане создания финансового контроля также не ставилась задача “пускать телегу впереди лошади” и сразу войти в муниципалитеты с контролем. Счетная палата действовала в этом вопросе последовательно, как говорится, “степ бай степ” – шаг за шагом.
В мае 2007 года был создан Совет контрольно-счетных органов Республики Татарстан, объединивший органы муниципального финансового контроля во главе со Счетной палатой Татарстана.
Думаю, оценкой нашей работы могут послужить слова Президента республики, который во время последней встречи с Сергеем Степашиным сказал, что “нам удалось выстроить очень конструктивные отношения между Счетной палатой Российской Федерации и Счетной палатой республики. А сейчас мы идем дальше – контрольно-счетные органы муниципальных образований вовлекаются в совместную со Счетной палатой Татарстана работу. Отработанные ею методика и подходы будут использованы в каждом муниципальном образовании”.
В настоящее время контрольно-счетные органы созданы в Казани, Набережных Челнах и во всех 43 муниципальных районах республики, при этом 31 из них имеет статус юридического лица.
Ежемесячно Счетной палатой формируются и анализируются сводные данные о результатах контрольных мероприятий, проведенных контрольно-счетными органами муниципальных образований.
Мы определили приоритетные направления в деятельности Совета КСО. Это содействие в организации эффективного внешнего финансового контроля на уровне городских и сельских поселений республики, а также внедрение в деятельность муниципальных контрольно-счетных органов аудита эффективности использования бюджетных средств.
Счетной палатой оказывается организационная и консультационно-методическая помощь коллегам в освоении ими методов проведения аудита эффективности. С этой целью аудиторы и начальник контрольно-ревизионного управления взяли шефство над теми контрольно-счетными органами, которые способны проводить такой аудит. У них есть силы, необходимый кадровый и материально-технический потенциал.
В настоящее время аудит эффективности проводится восемью муниципальными контрольно-счетными палатами республики.
Тесное взаимодействие, обмен опытом происходят и в ходе наших контрольных мероприятий в муниципальных образованиях.
Чтобы обеспечить соблюдение требований законодательства, контрольно-счетные органы двадцати семи муниципальных районов республики подписали соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в сфере внешнего финансового контроля со всеми поселениями, входящими в их состав. В настоящее время заключение таких соглашений готовится в других районах.
Главами муниципальных районов приняты меры по укреплению кадрового, материально-технического потенциала наших коллег на местах. В рамках Совета КСО мы проводим совместные семинары, консультации, предоставляем в помощь нормативные, информационно-справочные и методические материалы. Наконец, на базе Академии государственного и муниципального управления при Президенте РТ для наших коллег из муниципалитетов организовали курсы повышения квалификации.
– Оказывается ли вам со стороны исполнительной ветви власти поддержка в начинаниях? Как складываются отношения с Правительством Татарстана?
– Хотя орган внешнего финансового контроля и проверяет деятельность исполнительной власти и в некотором смысле оппонирует ей, это никоим образом не означает, что мы находимся по разные стороны баррикад.
Конечно же, мы “не рулим” государственной машиной. Наша миссия – выявлять неисправности, сбои в механизмах государственного управления, вносить рекомендации. А устранение неполадок – это прерогатива Правительства, которое заинтересовано в эффективном расходовании средств бюджета.
Поэтому для оптимизации бюджетных расходов и устранения наиболее существенных нарушений материалы контрольных мероприятий направляются в Кабинет Министров.
Например, по нашей инициативе Правительством республики проведена значительная работа по сокращению объемов дебиторской и кредиторской задолженности бюджетополучателей. К примеру, объем образовавшейся на начало 2007 года “дебиторки” снизился почти в три раза.
Закрепление основ дивидендной политики в законе о бюджете позволило реализовать неоднократно отмечавшиеся Счетной палатой резервы по увеличению поступлений в бюджет средств от управления республиканскими активами. Поступления в бюджет республики средств в виде дивидендов на государственный пакет акций значительно возросли.
А в этом году мы передали в Правительство материалы проверок использования средств, выделенных из бюджета Татарстана на содержание и обеспечение функционирования специальных (коррекционных) школ-интернатов, подведомственных Министерству образования и науки республики, и на обеспечение функционирования домов-интернатов для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатов и центра реабилитации инвалидов, подведомственных Министерству труда, занятости и социальной защиты. После их рассмотрения Кабинетом Министров к руководителям образовательных учреждений, допустившим нарушения, применены меры дисциплинарного воздействия. Процесс размещения подведомственными учреждениями государственного и муниципального заказа поставлен на постоянный контроль. При назначении стартовых цен им предписано руководствоваться электронным информационным ресурсом “Цены”.
Таким образом, наше конструктивное взаимодействие с Кабинетом Министров в значительной степени придает ускорение устранению выявляемых нарушений и недостатков, реализации предложений по повышению эффективности использования бюджетных средств и государственной собственности, мобилизации дополнительных поступлений в бюджет.
– Такое взаимодействие с Правительством, видимо, способствует во многих случаях и предотвращению нарушений?
– Безусловно. Но мы используем и другие способы профилактической работы. Например, сотрудничаем с Центром экономического образования РТ. Наши аудиторы принимают участие в практических семинарах для руководителей и бухгалтеров бюджетных учреждений республики, информируют о характерных нарушениях, выявляемых органами государственного финансового контроля. При этом особое внимание они уделяют вопросам обеспечения эффективности и результативности использования бюджетных средств.
Отмечу также, что стало хорошей практикой приглашать на коллегии Счетной палаты руководителей отраслевых министерств. Мы заинтересованы в том, чтобы итоги проверок отдельно взятых подведомственных учреждений находили свое применение при организации профилактической работы, укреплении системы внутриведомственного контроля в отрасли в целом.
Подобные примеры типичных нарушений и недостатков при расходовании бюджетных средств представлены в заключении, подготовленном по результатам анализа и систематизации результатов проверок Счетной палаты, Департамента казначейства, Территориального управления Росфиннадзора и одобренном Межведомственным координационным советом по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан.
Для проведения профилактической работы данное заключение направлено в министерства, ведомства и муниципальные образования республики. С ним можно ознакомиться на нашем сайте (www.sprt.ru).
Эффективность системы внутреннего контроля во многом зависит от того, как она организована самим министерством. Результаты проверок показывают, что отсутствие в министерствах эффективных подразделений внутреннего аудита негативно сказывается на уровне финансовой дисциплины в подведомственных учреждениях. Здесь мы также работаем в тесном взаимодействии с Кабинетом Министров республики. В прошлом году им принят ряд мер, в некоторых министерствах были созданы и начали работать службы внутреннего финансового аудита.
– Из-за финансового кризиса в 2009 году бюджет республики, можно сказать, имеет исключительно социальную направленность. Это как-то повлияло на работу Счетной палаты?
– Мы взяли под особый контроль исполнение программ по поддержке социально уязвимых категорий граждан.
Во время проверки профессионально-технических училищ и лицеев Казани выяснилось, что дети-сироты из училища №30 ввиду отсутствия общежития жили в неприспособленных помещениях учебных классов, без необходимой мебели, душевых комнат. Спустя месяц, после того как были обнародованы результаты проверки, им предоставили нормальные условия проживания.
Проверка домов-интернатов для престарелых и инвалидов показала, что в одиннадцать из них продукты питания поставлялись по завышенным ценам, перерасход средств бюджета РТ составил 1,3 млн. рублей.
Иначе как кощунством не назовешь факты нарушений, допущенных при исполнении государственных контрактов на поставку продуктов питания в специальные детские (коррекционные) школы-интернаты. По условиям трех контрактов фирма “РОСТ” в 2008 году поставляла хлеб “Сельский” и батон нарезной по 20 рублей, молоко – по 30 рублей за литр, сливочное масло – по 200 рублей за килограмм. Но на момент проверки в магазинах Казани буханку сельского хлеба можно было купить за 13 рублей, батон нарезной стоил 12 руб. 80 коп., литр молока – 17 руб. 50 коп., сливочное масло – 95 рублей за килограмм, то есть вдвое дешевле.
Или взять одну из наших последних проверок – по детским молочным кухням. В 2008 году у сельхозпроизводителей литр молока в среднем стоил около 8 рублей, а в рамках муниципального заказа по Казани цена на поставляемое из Пестречинского района молоко составляла 22 рубля за литр, в первом квартале 2009 года – 25 рублей.
Стоило нам провести проверку, как цена снизилась до 14 рублей 57 копеек за литр! И в этом случае, пользуясь лазейками в законодательстве и отсутствием должного контроля при оформлении муниципальных заказов, кое-кто “набивал себе карман”…
– Сегодня на разных уровнях говорят о необходимости внедрения в контрольную деятельность аудита эффективности использования государственных средств. Какая работа ведется в этом направлении?
– В 2006 году Счетная палата Татарстана приняла участие в российско-канадском проекте по внедрению аудита эффективности в субъектах Федерации. Наши специалисты прошли обучение, а затем участвовали в международной конференции в Канаде.
Для нас было очень приятно оказанное Счетной палате внимание со стороны Чрезвычайного и Полномочного Посла Канады в Российской Федерации Ральфа Лисишина во время его визита в Казань.
На сегодня проведен аудит эффективности использования государственных средств, выделенных на поддержку агропромышленного комплекса, дорожного хозяйства, на природоохранные мероприятия и улучшение экологической обстановки, на развитие физкультуры и спорта, в отраслях образования и здравоохранения. В настоящее время завершается аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию программы “Питьевая вода Республики Татарстан”.
– В 2007 году Счетная палата вступила в ЕВРОРАИ. Насколько наши национальные особенности контроля схожи с работой контролеров в странах Евросоюза?
– Будет уместно отметить, что нашему вступлению в ЕВРОРАИ во многом способствовали прогрессивный характер закона о Счетной палате Республики Татарстан, его соответствие международным канонам построения независимого органа внешнего финансового контроля.
Что же касается вопроса, то, как выясняется, у нас много общего. Вот, казалось бы, Германия с ее характерным общенациональным стремлением к аккуратности, точности и педантичности. Но нет же. На недавней конференции по государственным субсидиям в Инсбруке в докладе президента Счетной палаты федеральной земли Саксония-Анхальт были озвучены нарушения, выявленные в ходе проверки Спортивной конфедерации. И среди них немало таких, которые характерны для наших бюджетополучателей. Это нецелевое использование бюджетных средств, оказание услуг “дружественным” фирмам на безвозмездной основе, а также отсутствие прозрачности в бухгалтерских документах и предоставление ложных сведений региональной Счетной палате.
Считаю, европейский опыт контроля нам пригодится. Взять, например, Англию. Самой большой расходной статьей в субсидировании здесь является жилищная субсидия, которая предоставляется малоимущим слоям населения на оплату услуг ЖКХ. И в ходе проверки Аудиторской комиссии Англии, прежде всего, необходимо убедиться, что субсидии предоставляются действительно тем, кто в них нуждается. В задачу этой комиссии при проверке распределения социальных субсидий также входят исключение случаев двойного финансирования, облегчение процедуры подачи заявлений граждан на получение жилищных субсидий и создание адекватной информационной системы о полученных субсидиях.
Таким образом, мы видим, что и европейские страны в вопросах государственной финансовой поддержки сталкиваются с проблемами, подобными нашим. Адресная социальная помощь является не только важным элементом государственной политики, но и для определенных слоев граждан жизненно необходимой. И контроль за такой социальной функцией государства должен занимать приоритетное место в деятельности контрольно-счетных органов.
– Каковы наиболее актуальные на сегодняшний день направления работы органа внешнего финансового контроля?
– Одна из основных задач сегодня – это повышение эффективности использования бюджетных средств, управления имуществом. Это в полной мере относится и к муниципальным образованиям, где принимаемых сегодня мер по увеличению доходов явно недостаточно.
К числу серьезных резервов отнесу повышение эффективности использования бюджетных средств при осуществлении государственных и муниципальных закупок.
Статус стратегической задачи придается предметному взаимодействию органов финансового контроля с правоохранительными органами. Прокуратура республики и Министерство внутренних дел вносят конструктивные предложения по консолидации наших функций и полномочий. Мы ориентируемся на расширение масштабов и формата сотрудничества. В 2009 году запланировано значительное увеличение количества совместных проверок.
Замечу, что материалы отдельных контрольных мероприятий направляются в Управление Федеральной налоговой службы для использования в работе по выявлению и пресечению деятельности фирм-однодневок.
– Всем известно выражение “Кадры решают все!”. Расскажите о коллективе Счетной палаты Татарстана.
– Он у нас молодой. Например, средний возраст сотрудников экспертно-аналитического управления – 27,5 года. В коллективе все с высшим образованием, у многих – диплом с отличием. Часть специалистов имеют два высших образования, полученных в том числе и за рубежом.
Мы стремимся последовательно и целенаправленно повышать профессиональный уровень знаний и навыков сотрудников. Многие из них занимаются и научной деятельностью. Специалисты Счетной палаты проходят обучение в аспирантуре Казанского государственного университета, Казанского государственного финансово-экономического института, НИИ системного анализа Счетной палаты Российской Федерации.
В рамках взаимодействия с АКСОР мы периодически направляем специалистов на обучение в ведущие московские высшие учебные заведения. Кроме того, имеется опыт организации обучающих курсов и семинаров на базе профильных вузов республики.
В Счетной палате используется механизм периодического комплексного тестирования сотрудников. Для этого мы самостоятельно разработали соответствующее положение и тестовую базу.
Хочу сразу сказать, что мы далеки от мысли идеализировать итоги нашей работы. Всегда стремимся быть самокритичными, не все положения закона о Счетной палате еще реализованы в полном объеме, и мы видим резервы повышения эффективности своей деятельности.
– Алексей Иванович, наверное, не одними проверками живет Счетная палата?..
– В коллективе у нас много молодежи, которая активно занимается спортом: создали футбольную команду, регулярно участвуем в массовых соревнованиях “Лыжня России” и “Кросс наций”. Сложились и свои традиции. Большим успехом пользуется курс обучения английскому языку: более двадцати сотрудников дважды в неделю с удовольствием совершенствуют свою языковую практику.
Несколько лет наш коллектив шефствует над социальным приютом для детей и подростков “Забота” и семейным детским домом Панкратовых в Алексеевском районе. При этом дело вовсе не ограничивается материальной и финансовой помощью или подарками к какому-то празднику, гораздо важнее живое, душевное человеческое общение.
Приятно, что наши сотрудники, постоянно работая с цифрами, благодаря таким акциям и мероприятиям как-то по-особенному раскрываются. Для них это уже не минутный порыв, а потребность души…
Активное участие в жизни коллектива принимает и наша молодежь. Они едва вступили во взрослую жизнь, многим еще предстоит создать свои семьи, завести детей. А пока они учатся получать радость от соучастия в благородных поступках.
Очень верно об этом в одном из своих стихотворений сказал народный поэт Татарстана Роберт Миннуллин:
Давайте делать добрые дела!
Мы вроде бы не потеряли стыд?
Пускай работа будет тяжела,
Но душу этот труд обогатит.
Пускай работа будет тяжела,
Но делать надо,
делать день за днем.
Нужны как воздух добрые дела –
Без них в такое время пропадем.