За четыре месяца этого года на дорогах республики погибли три ребенка. В январе-апреле прошлого года детских смертей было девять. Руководство Госавтоинспекции уже приготовилось было рапортовать о снижении детского дорожно-транспортного травматизма, но вдруг, всего за три дня, случились четыре трагедии с участием малолетних пешеходов.
В Нурлате 8 мая под колесами грузовика погибла шестилетняя девочка. В тот же день в Казани на пешеходном переходе был сбит семилетний мальчик. Через четыре дня в Казани был совершен наезд на 10-летнюю ученицу третьего класса. Школьница скончалась на месте. На следующий день в селе Муслюмово тракторист, трогаясь с места, не заметил, что под его машиной играл малыш. Мальчик погиб мгновенно.
В причинах этих и подобных трагедий в который раз пытались разобраться глава республиканской Госавтоинспекции Рифкат Минниханов и журналисты на состоявшейся в “Татмедиа” пресс-конференции. Одним из поводов для встречи послужило и проведение традиционной всероссийской операции “Внимание – дети!”, которая пройдет с 18 мая по 14 июня. В ходе ее и детям, и взрослым будет предложено участие в различных акциях. В их числе “День безопасности дорожного движения” и “Безопасное колесо- 2009”. О необходимости подобных мероприятий говорить не приходится, поскольку до этой самой безопасности нам еще далеко.
Каждое десятое ДТП в Татарстане происходит с участием несовершеннолетних. К примеру, в этом году рост подобных происшествий зафиксирован в 11 городах и районах республики. В целом за четыре месяца зарегистрировано 119 аварий с участием несовершеннолетних в возрасте до 16 лет.
По словам Рифката Минниханова, Госавтоинспекция не снимает с себя ответственности за пострадавших или погибших на дорогах детей. Вместе с тем главный госавтоинспектор Татарстана предлагает задуматься над этой проблемой и родителям, и воспитателям, и школьным учителям. По данным УГИБДД МВД по РТ, погибший в Казани 7-летний мальчик переходил проезжую часть в сопровождении матери, находившейся в нетрезвом состоянии. А ученица третьего класса и вовсе перебегала проезжую часть со своей 11-летней сестрой.
Конечно, надо учитывать и другое. В первом случае пешеходный переход был нерегулируемым, значит, водитель безоговорочно должен был предоставить преимущество пешеходам. Во второй трагедии, по предварительным данным, недавно получивший права молодой водитель превысил скорость и выехал на встречную полосу. О том, что подобная манера езды для него является нормой, свидетельствуют семь (!) административных протоколов.
По данным статистики, в Татарстане сегодня в 80 процентах автоаварий с участием детей виновны водители. По сути же, косвенная вина взрослых прослеживается в каждом таком ДТП. “Не обеспечили безопасность, не научили правилам, недосмотрели – в итоге в прошлом году мы потеряли 37 детей и 636 были травмированы, – отметил Рифкат Минниханов. – Сколько бы государство ни вкладывало средств в обучение детей правилам дорожного движения, заменить предупредительность водителей, надежные руки и любящие сердца родителей оно не в силах”, – резюмировал он.
В России уже имеется практика привлечения родителей к административной ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Но, во-первых, “наказанием” за это Административный кодекс определяет штраф в 500 рублей, а во-вторых, на практике сбором материала для привлечения родителей к ответственности занимается инспекция по делам несовершеннолетних. ГИБДД не то чтобы устраняется от участия в этой процедуре, но на ее долю, по словам Рифката Минниханова, выпадает фиксация куда более серьезных нарушений. Как он отметил, в прошлом году сотрудники ДПС зарегистрировали около 2 млн. нарушений правил дорожного движения, а с начала этого года – уже 800 тысяч. “Вы представляете, какой была бы эта цифра, если бы мы работали и по “сторублевым” нарушениям?” – добавил он.
Кстати, взаимоотношения водителя и пешехода на “зебре” с 22 мая этого года уже перестают быть “сторублевыми”. Теперь водителя, который не предоставил преимущества пешеходу на “зебре”, будут штрафовать уже на 1000 рублей. А значит, само это нарушение станет предметом более пристального внимания ГИБДД.
Между тем в Европе и США привлечение к ответственности родителей за правонарушения, совершенные их детьми, с XIX века считается обыденной практикой.
В штате Вашингтон, например, родители ребенка, устроившего лесной пожар, обязаны заплатить до 7500 долларов штрафа. А в Калифорнии за детский вандализм в доход государства с родителей может быть взыскано до 300000 долларов. Имеется в США и возможность привлечения родителей к ответственности за создание ситуации, опасной для жизни ребенка. В основном это касается граждан, оставивших своего ребенка младше 14 лет одного дома, в автомобиле или на улице. А в Германии перед началом школьных занятий и некоторое время после них на самых оживленных перекрестках городов дежурят добровольцы в ярко-желтых светоотражающих накидках. Подобные “живые светофоры” контролируют поведение детей на дорогах с интенсивным движением за 400 евро в месяц.
Может быть, подобные дежурства следует практиковать и у нас? В любом случае необходимо усилить и контроль за выдачей водительских удостоверений. Очевидно, что жестче должна стать система лицензирования и штрафов как для инструкторов, так и для самих автошкол, а также для тех, кто принимает экзамен у соискателей водительских прав.