Бороться с распространением идей запрещенной в России террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» теперь будут не только спецслужбы. Духовное управление мусульман (ДУМ) Татарстана обязалось взять под контроль занятия во всех медресе республики. Кроме того, ДУМ планирует выпускать брошюры о вреде идей «Хизб ут-Тахрир» и проверять специализированные магазины на наличие экстремистской литературы.
На днях президиум ДУМ обсудил вопросы профилактики экстремистских настроений в обществе, противодействия сектам и предотвращения радикализма среди молодежи. В Духовном управлении всерьез озабочены тем, что не имеющие глубоких религиозных познаний прихожане мечетей самовольно собирают верующих на лекции, где рассказывают о нетрадиционных толкованиях Корана, как это делали, к примеру, в казанских мечетях члены столичной ячейки «Хизб ут-Тахрир». Отныне ДУМ обяжет имамов все занятия проводить только в специально отведенное время и лишь назначенными ими самими лекторами. К тому же периодически будут проверяться и полки книжных религиозных магазинов на наличие запрещенной литературы. Как считают в Духовном управлении мусульман РТ, подобные книги очень вредны, поскольку обладающие лишь поверхностными знаниями об исламе мусульмане могут воспринимать их достаточно серьезно.
Напомним, что процесс по делу участников террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» начался в Верховном суде РТ в конце февраля. Аресты членов этой организации начались практически одновременно по всей России еще осенью 2004 года. В Татарстане было задержано несколько десятков человек, подозреваемых в связях с экстремистами, однако причастными оказались лишь двенадцать из них.
Первое слушание первоначально было назначено на 12 февраля, однако из-за болезни одного из подсудимых процесс был отложен. Практически всем подсудимым, включая 31-летнего жителя Казани, которого следствие считает руководителем казанской группы, инкриминируется несколько «экстремистских» статей. Среди них «Возбуждение национальной ненависти или вражды», «Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению», «Организация деятельности экстремистской организации». Кстати, по последней статье в 2005 году был осужден сам предполагаемый руководитель группы, тогда он получил условный срок. По версии следствия, в «Хизб ут-Тахрир» он состоит с 2004 года. Кроме того, мужчина был неоднократно судим за грабежи и разбои.
Деятельность «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Исламская партия освобождения») в России запрещена после того, как в 2003 году Верховный суд РФ признал ее террористической. Главная задача «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» заключается в создании «исламского халифата» — полностью исламского государства. В своих листовках экстремисты уверяют, что вначале халифат будет создан на Ближнем Востоке, после чего к нему присоединятся другие мусульманские страны и республики. Те, кто будет платить дань халифату (а платить должны все немусульманские народы) , получат его покровительство. Несогласным с такой политикой объявят джихад — «священную войну». Однако члены «Хизб ут-Тахрир» особенно подчеркивают, что джихад (то есть насильственные действия) возможен только после того, как халифат уже будет создан.
Члены казанского подполья «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», как считает следствие, прекрасно понимали незаконность своих действий и соблюдали строгую конспирацию. К примеру, руководители подразделений требовали от подчиненных проверяться на предмет слежки, при назначении мест встреч использовали кодовые фразы и имена. Во время агитационных собраний участникам рекомендовалось отключать мобильные телефоны и отсоединять у них аккумуляторы — боялись, что «запеленгуют». Сами же телефонные номера руководители групп старались оформлять на посторонних лиц. Стоит отметить, что и внутри подполья была жесткая конспирация: члены разных подразделений, численность которых не превышала пяти человек, не были знакомы друг с другом.
Агитсобрания «Хизб ут-Тахрир» зачастую проводились на квартире ее казанского лидера в Соцгороде, иногда собирались и «на природе» — в лесопосадке возле остановки «улица Чишмяле» в Советском районе столицы, в парке Горького, в Дербышках или в лесном массиве недалеко от «Оргсинтеза». Кстати, там некоторых из них и задержали. Иногда во время подобных встреч лидер казанской ячейки «партии освобождения» учил «правильной», с точки зрения идеологии партии, трактовке происходящих в стране и республике политических событий, кроме того, предлагал подчиненным проводить такой анализ самостоятельно, а результаты представлять ему в письменном виде. Создавалась и специальная база данных людей, про-явивших интерес к религиозным беседам на тему «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», фиксировались номера их телефонов, адреса мест проживания, состав семьи, место работы или учебы.
В Татарстане деятельность организации сводилась в основном к пиару самой партии: изготовлению листовок, распространению брошюр и книг, противоречащих традиционному толкованию ислама. Особое внимание уделялось вербовке новых участников. С этой целью, как считает следствие, лидер подпольщиков без разрешения священнослужителей мечети «Нурулла» на улице Московской прочитал там несколько лекций о деятельности «Хизб ут-Тахрир». Кроме того, его подчиненные расклеивали по городу объявления о таких лекциях, но содержание религиозных бесед в них не указывалось. Нечто подобное члены «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» в 2005 году пытались провести и в мечети «Булгар», что на улице Мусина. В итоге все обернулось призывами выступить в защиту привлеченных к уголовной ответственности трех участников «партии освобождения». Однако сразу после начала выступления служители мечети прогнали агитаторов.
Казанское подполье «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» создавало даже свои общественные и правозащитные организации. Например, в 2005 году был организован «Региональный правозащитный центр „Нова“, а в середине 2006-го появилась „Региональная му-сульманская общественная организация „Ансар“. Правда, ни одна из них не была надлежащим образом зарегистрирована, а значит, юридически попросту не существовала. Тем не менее членов „Хизб ут-Тахрир“ это не смущало, они щеголяли «корочками“ правозащитного центра и даже выпускали также не зарегистрированную религиозную газету.
По сведению доктора политических наук Сергея Сергеева, „Исламская партия освобождения“ возникла в 1953 году в Иерусалиме. Организацией государственных переворотов в странах Ближнего Востока она стала заниматься уже с 50-60-х годов. Большинство подобных попыток были неудачными, например, в Сирии и Египте. Есть сведения, что члены „Хизб ут-Тахрир“ наряду с участниками других организаций покушались в 1981 году на Анвара Садата, третьего президента Египта. В Россию „партия освобождения“ стала проникать с начала 90-х годов. „Довольно часто, — отмечает Сергей Сергеев, — приходится слышать вопрос: „Почему же тогда ни один из террористических актов напрямую не связан с „Хизб ут-Тахрир“?“ Думаю, это из-за особенности стратегии этой организации. Ее члены не начинают, как это делает, скажем, Аль-Каида, со взрывов и убийств для устрашения. Они считают, что сначала нужно проникнуть в социальную сферу, в органы государственного правления, в армию, а потом уже предъявлять власти свои требования, попутно устраняя государственных деятелей, которые стоят на их пути“.
Об итогах судебного процесса „РТ“ сообщит дополнительно.