25 декабря в Кабинете Министров состоялось последнее в уходящем году заседание правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.
Сегодня уже можно говорить об определенных успехах в плане снижения аварийности и уменьшения числа дорожно-транспортных происшествий на дорогах республики по сравнению с 2006-м и 2004-м годами, взятыми как базовые. Начата комплексная работа по улучшению ситуации на дорожных артериях Татарстана. Только по линии Госавтоинспекции федеральный центр выделил материально-технические средства более 20 наименований на общую сумму свыше 312 миллионов рублей. С долевым участием средств федерального бюджета построены четыре надземных пешеходных перехода в Казани и автогородок в Набережных Челнах. С 2006 года на мероприятия федеральной целевой программы направлено более 1,2 млрд. рублей из республиканского бюджета.
Однако, по мнению главы ГИБДД республики Рифката Минниханова, достигнутые результаты пока можно назвать весьма скромными. Ведь анализ аварийности на республиканских трассах показывает, что уровень дорожно-транспортного травматизма лишь стабилизировался.
К тому же рассчитывать, что ситуацию улучшат только вливания из федерального и республиканского бюджетов, не приходится. Ведь в соответствии с указом Президента РТ “О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в Республике Татарстан” и постановлением Комиссии Кабинета Министров по безопасности дорожного движения всем министерствам, ведомствам, муниципалитетам предписано разработать и утвердить свои программы на сей счет, обеспечить их финансирование.
Вот тут-то и возникает заминка. Муниципальные программы были разработаны и утверждены, но проверка показала, что в большинстве случаев сделано это весьма небрежно. И даже те, что на первый взгляд кажутся вполне приемлемыми, по сути, страдают декларативностью, не подтверждены практическими расчетами. С финансовой поддержкой и того хуже. Денег на дорожную безопасность либо не выделяют вовсе, либо направляют их на мероприятия, не предусмотренные федеральной целевой программой. А ведь без софинансирования со стороны муниципалитетов на федеральную поддержку рассчитывать не приходится.
Правительственная комиссия вызвала “на ковер” представителей двух муниципалитетов – Пестречинского и Верхнеуслонского районов. В первом положение весьма тревожное, и председатель комиссии, руководитель аппарата Кабинета Министров Шамиль Гафаров призвал отнестись к ситуации со всей серьезностью. “Я даже цифры не хочу называть, чтобы не пугать людей ростом числа ДТП у вас”, – сказал он. – Либо вы не умеете, либо не хотите работать”. В Верхнеуслонском районе наблюдается снижение всех тревожных показателей, однако финансирования мероприятий по обеспечению дорожной безопасности из средств местного бюджета тоже, увы, нет.
Кроме текущих вопросов, комиссия обсудила план действий на 2009 год.
Кстати, по словам Рифката Минниханова, в будущем году на дорогах Казани и в пригороде появится еще как минимум сотня средств видеофиксации нарушений ПДД, а в дальнейшем эта практика распространится на всю республику. Причем упор предполагается делать на передвижные, а не стационарные видеофиксаторы.
Скажется ли финансовый кризис на уровне оснащаемости средствами слежения за ситуацией на дорогах? Как сказал главный инспектор, машин в городах и селах республики вряд ли станет меньше, тем более в свете последних решений Правительства РФ о поддержке отечественного автопрома. Скорее всего, два миллиона зафиксированных в этом году нарушений правил плавно перекочуют (хорошо, если с уменьшением) в год грядущий. Так что экономить на безопасности дорожного движения не стоит – обойдется себе дороже. А в преддверии Универсиады-2013 этот вопрос приобретает особую актуальность.