Не так давно во всем мире поминали жертв автокатастроф. В связи с этой датой Управление ГИБДД МВД по РТ провело акцию “Вежливый водитель”, цель которой сводилась к профилактике наиболее опасных видов нарушений ПДД. Как Госавтоинспекция заставляет водителей быть вежливыми и что ждет автолюбителей, скрывающихся с места ДТП, мы узнали в отделе ДПС и розыска республиканской ГИБДД.
Начать стоит с того, что с водительской вежливостью, если измерять ее показателями аварийности, дела обстоят неважно. С начала года в республике выявлено около 1,7 млн. нарушений ПДД, совершенных автомобилистами. Более чем в пяти тысячах ДТП 653 человека погибли и почти семь тысяч получили ранения. Тут уж действительно впору задуматься о вежливости… В рамках шестидневной акции постовые взмахивали своими полосатыми жезлами при наиболее опасных нарушениях. В итоге за непредоставление преимущества пешеходам оштрафованы 1747 человек, за превышение скорости привлечены к ответственности более 13,6 тысячи водителей, по 500 рублей за перевоз детей без специального удерживающего устройства выложили 1032 автомобилиста.
В Госавтоинспекции не скрывают, что в борьбе с нарушителями самым действенным остается пресловутый административный ресурс. О том, как именно водителей учат вежливости, рассказал начальник отдела ДПС и розыска УГИБДД МВД по РТ Александр Разумнов. Именно этот отдел организовывает работу дорожно-патрульной службы, оснащает посты спецтехникой, работает с мобильными видеофиксаторами нарушений, анализирует обстановку на дорогах.
По словам начальника отдела, работа Госавтоинспекции заметно упростилась с появлением на дорогах видеокамер – так называемых мобильных видеофиксаторов. Основной козырь ГИБДД в борьбе с заядлыми нарушителями правил движения – это тщательно законспирированная информация о количестве видеокамер и местах их размещения. На одной из встреч с журналистами глава республиканской Госавтоинспекции Рифкат Минниханов, отвечая на вопрос о количестве видеокамер, заявил, что “их много и они повсюду”. По словам Александра Разумнова, вскоре после размещения камер на столичных улицах в Интернете появилась информация о местах их установки. Она оказалась довольно точной, вот только сегодня камер значительно больше. Кроме того, постовые теперь имеют и мобильные видеофиксаторы. Радары с видеокамерами часто можно видеть на обочинах дорог, а в некотором отдалении от них – “замаскированную” машину ДПС.
О так называемом скрытом способе патрулирования споры ведутся с того самого момента, как он был узаконен. Однако, как не раз замечал главный автоинспектор Татарстана, задача скрытого патрулирования – это отнюдь не увеличение количества протоколов, а пропаганда безопасной езды. Не секрет, что скрытые патрули выставляются в основном на проблемных участках с высокой концентрацией ДТП.
Разумеется, автомобилисты быстро придумали свой ответ. Теперь водители, увидев притаившихся на левой обочине сотрудников ДПС, мигают фарами тем, кто движется во встречном направлении, они сбрасывают скорость и осторожно проходят опасный участок. Принято даже считать, что таким образом в государстве наконец появляются зачатки столь необходимого гражданского общества. Это, надо заметить, тоже одна из отличительных черт вежливого водителя.
Но вернемся к патрулям. Довольно часто приходится наблюдать, как свою машину на обочине сотрудники ДПС “маскируют” простым открыванием капота или багажника, скрывая спецсигналы от водительских глаз. В итоге автомобилисты не обращают на нее никакого внимания и пролетают участок дороги… что скрывать, с превышением. Как говорится, вопрос остается открытым… Вместе с тем, объясняет начальник отдела ДПС и розыска, ничего предосудительного в такой “маскировке” нет. Водитель, не желающий добровольно соблюдать ПДД, должен помнить, что его могут остановить в любой момент. И это тоже профилактическая мера. Хотя и не лишенная минусов. Пока будут оформлять протокол на одного лихача, еще пятнадцать, не снижая скорости и не видя машину ГИБДД, пролетят мимо.
Как говорит Александр Разумнов, мобильные комплексы фиксации нарушений здорово помогают и в борьбе с водителями, не уважающими пешеходов. Ведь доказать такое нарушение, когда все “обвинительное заключение” базируется лишь на словах сотрудника ДПС, нелегко. По правилам дорожного движения, водитель обязан уступить дорогу пешеходу, если тот “выказал намерение” перейти проезжую часть. А если то самое намерение и проигнорировавший его водитель задокументированы видеосъемкой, тут уж от штрафа никуда не деться. Кстати, видео иногда небесполезно и при розыске водителей, скрывшихся с места ДТП. Так, с помощью записи с уличной видеокамеры был найден мужчина, сбивший двух пешеходов в Лаишевском районе. Всего же с начала года сотрудниками ГИБДД в республике выявлено 390 автомобилей, скрывшихся с места ДТП.
В апреле этого года искали “неустановленный автомобиль”, который в поселке Шереметьевка Нижнекамского района сбил женщину, двоих ее детей и сестру. В результате два малыша, которым не было и пяти лет, погибли на месте, женщины получили тяжелые травмы. Ни марки, ни цвета машины никто не заметил – трагедия произошла ночью. Но после того, как эксперты изучили следы протектора, мельчайшие осколки фар, бампера и краски, оставленные на месте преступления, марка машины стала известна. А через сутки в соседней деревне задержали и водителя. Свою вину он признал сразу же.
В августе на Ленинской дамбе превысившая скорость иномарка сбила девушку, приехавшую погостить в Казань из Москвы, она скончалась на месте. В этом случае на месте происшествия вообще не осталось никаких улик. Через некоторое время разыскиваемый автомобиль был обнаружен во дворе одного из домов по улице Саид-Галеева. А спустя несколько дней был задержан и водитель.
Как говорит Александр Разумнов, эти дела удалось раскрыть благодаря высокому профессионализму инспекторов. “Психология у всех одинакова, – говорит начальник отдела ДПС и розыска, – если что-то натворил, нужно спрятаться. Далеко ехать нельзя – перехватят. Прячутся близко. А если известно направление движения скрывшегося, то уж тут дело времени. Кстати, многие после наездов на пешеходов пытаются мыть машины. Это глупо и бесполезно, экспертиза все равно обнаружит невидимые глазу улики. Так что если уж случилось несчастье, лучше не оставлять место ДТП, усугубляя вину, а оказать помощь пострадавшему”.