На время следствия изолированы…

От тюрьмы да от сумы не зарекайся – такова народная мудрость. В эти дни появился повод вспомнить о печально известных СИЗО – следственных изоляторах.

Автор статьи: Алексей ИЗМОРОСИН

От тюрьмы да от сумы не зарекайся – такова народная мудрость. В эти дни появился повод вспомнить о печально известных СИЗО – следственных изоляторах. Системе этих учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, с которых подозреваемые в преступлениях обычно начинают знакомство с пенитенциарной системой в целом, исполнилось 45 лет.

Впрочем, сами СИЗО в ряде случаев намного старше. Возьмем, к примеру, следственные изоляторы Татарстана. Мензелинский СИЗО отметил свое двухсотлетие два года назад, казанскому СИЗО-1 в прошлом году тоже исполнилось двести лет, а возраст следственного изолятора №5, в прошлом более известного как Чистопольская тюрьма, перешагнул за 150 лет. Всего на территории республики расположены пять следственных изоляторов – два в Казани и по одному в Мензелинске, Бугульме и Чистополе. История их административных и режимных корпусов насчитывает не один десяток, а то и сотню лет. Исключение составляет режимный корпус следственного изолятора №1 для содержания несовершеннолетних – он был сдан в Казани в эксплуатацию в прошлом году.
Любопытно, как менялась динамика количества заключенных за последние двадцать лет. Так, по данным пресс-службы ГУФСИН по РТ, в 1989 году численность спецконтингента в следственных изоляторах республики составляла менее двух тысяч человек, после чего начала стремительно расти. Пик пришелся на 1996 год. Тогда в следственных изоляторах Татарстана содержалось 5879 заключенных. Затем картина начинает меняться к лучшему, и в 2004 году численность заключенных устанавливается на отметке в две с половиной тысячи. Два года эта цифра оставалась неизменной, но в 2006 году снова начала расти. В прошлом году численность “населения” изоляторов республики составила уже 2800 человек.
Сегодня в СИЗО Татарстана содержатся 2667 заключенных при лимите 2540. Лимит рассчитывается исходя из нормы площади, положенной одному заключенному. Сегодня это четыре квадратных метра. Для сравнения: в Европе данная норма недавно увеличена до семи квадратных метров. Видимо, Россия тоже будет стремиться к данному стандарту.
Не менее сорока процентов содержащихся в СИЗО – это лица, совершившие преступления небольшой и средней тяжести. Только в сентябре текущего года в данные учреждения угодило 270 граждан подобной категории.
К примеру, гражданин Д. 1972 года рождения в состоянии алкогольного опьянения нецензурно выражался в общественном месте. Когда к нему подошли сотрудники милиции с просьбой предъявить документы, он публично оскорбил милиционера, находившегося при исполнении служебных обязанностей. Во время следствия с обвинением задержанный согласился и раскаялся. Он был приговорен к шести месяцам исправительных работ с удержанием десяти процентов заработка, однако не отмечался, как положено, в уголовно-исполнительной инспекции. И тогда условное наказание заменили реальным лишением свободы в колонии-поселении сроком на два месяца.
При выборе меры пресечения в виде заключения под стражу учитываются все факторы – степень опасности подозреваемого или обвиняемого для общества, вероятность его укрывательства от органов следствия.
Ежемесячно в Татарстане из зала суда освобождается около ста человек. Зачастую в отношении них назначается наказание, не связанное с лишением свободы, либо выносятся оправдательные приговоры – люди признаются невиновными. Так, в сентябре из зала суда освобождены с наказаниями, не связанными с лишением свободы, девяносто человек. Однако многие подследственные при этом успели сполна оценить сомнительную комфортабельность следственных изоляторов, в которых отбыли от нескольких часов до сорока и более суток.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще