Более трех миллионов рублей штрафов уплатили нарушители законодательства в сфере рекламы за последние восемь месяцев – об этом, а также о том, кто и как неправильно себя рекламирует, рассказали на пресс-конференции в Управлении федеральной антимонопольной службы по Татарстану.
Заместитель руководителя Татарстанского УФАС Евгений Костюшин прежде всего сообщил, что с недавних пор в структуре антимонопольной службы произошли изменения и теперь осуществление контроля за нарушением законодательства в сфере рекламы выделено в отдельное направление, в частности организован специальный отдел. Также он отметил, что работа в этой сфере активизировалась и на данный момент, помимо мониторинга печатных СМИ, больше внимания стало уделяться наружной рекламе, а также анализу электронных СМИ, телевидению и радио.
Если же говорить в целом о картине, которая складывается в области “неправильной” рекламы, то треть всех нарушений приходится на финансовые услуги. В первую очередь это касается финансовых организаций, которые размещают неполную или недостоверную информацию о своих услугах. В частности, это декларируемая процентная ставка за пользование кредитами. Ряд коммерческих банков продолжает нарушать действующее законодательство, распространяя недобросовестную рекламу о том, что кредиты предоставляются под 11-12 процентов, тогда как на самом деле они зашкаливают за 30 процентов. Как отметил Евгений Костюшин, совместно с Прокуратурой республики были приняты определенные меры, в результате которых в третьем квартале текущего года ряд крупных банков (таких как Альфа-Банк, Спурт Банк и другие), а также кредитные учреждения (ООО “Кредит сервис”, ООО КПК “Кредитный центр” и другие) были привлечены к административной ответственности.
Другим часто встречающимся нарушением из серии финансовых услуг является распространение “неправильной” рекламы, связанной с привлечением денежных средств населения к строительству жилья. В частности, в этом случае в рекламе должны содержаться сведения о месте и способах получения проектной декларации и у застройщика должно быть обязательно зарегистрировано право на земельный участок под строительство жилья. Среди организаций, которые были оштрафованы за подобные нарушения, – “Альянс-строй”, “Константа”, “Мой дом +” и другие.
Достаточно большая часть нарушений закона приходится на медицинские услуги. Зачастую в подобной рекламе не указываются возможные противопоказания к применению того или иного препарата. Зафиксированы случаи, когда учреждения, позиционирующие себя как медицинские, вообще не имели лицензии на оказание услуг по косметологии. Например, проведенный совместно с Управлением Росздравнадзора по Татарстану анализ показал, что значительное количество широко рекламируемых салонов красоты, осуществляющих такие услуги, как пирсинг и перманентный макияж, не имеют лицензии на осуществление косметологической деятельности. По данным фактам возбуждаются уголовные дела и виновные лица привлекаются к ответственности.
Одним из показательных дел, возбужденных управлением, был процесс по заявлению ОАО “Казанский жировой комбинат” о распространении закрытым акционерным обществом “Эссен продакшн АГ” на каналах телевидения рекламы майонеза “Махеев “Провансаль с лимонным соком” с участием актрисы Анны Большовой, которая произносит следующую фразу: “Лимонный сок вместо уксуса – отличное решение”. По мнению заявителя, в производстве майонеза использовалась уксусная кислота, и, таким образом, содержались признаки недостоверной рекламы. Однако в ходе рассмотрения дела было установлено, что при производстве данного майонеза уксусная кислота не используется.
В заключение Евгений Костюшин отметил, что сейчас идет масштабная проверка по местонахождению щитов, рекламирующих пиво, – они должны находиться на расстоянии более 100 метров от школ. “Если у кого-то есть информация о нарушениях в этой части, то обращайтесь в наше управление”, – резюмировал он.