Ежегодно на дорогах России фиксируется около 50 миллионов правонарушений (в Татарстане — в среднем 1, 7 миллиона. — Авт.) , отметил начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Кирьянов в своем выступлении на II Международном конгрессе «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», который состоялся недавно в Санкт-Петербурге и принял участников из 20 стран и 56 регионов России.
А в ГИБДД служат лишь 120 тысяч инспекторов (в Татарстане — 2, 5 тысячи человек). Однако, по мнению Кирьянова, вряд ли есть смысл раздувать штат сотрудников. Куда целесообразнее переход к высокотехнологичным формам контроля за дорогами… Как рассказал журналистам во время пресс-конференции начальник УГИБДД МВД РТ Рифкат Минниханов, информация о впервые введенной в Татарстане системе спутникового слежения за передвижением школьных, междугородных и пригородных пассажирских автобусов показалась участникам конгресса весьма перспективной.
Количество автомобилей на наших дорогах продолжает расти большими темпами. Так, если в 2006 году «автотабун» России пополнился 900 тысячами автомобилей, то в 2007-м прибавка составила аж 2, 8 миллиона авто (по Татарстану 58, 1 и 78, 6 тысячи соответственно). При этом обеспеченность дорогами в России на 1 кв. км всего 0, 07 процента — куда меньше, чем в том же Китае (0, 1 процента) и, тем более, во Франции (1, 83). Соответственно, загруженность автотрасс у нас выше.
Справедливости ради следует отметить, что по словам начальника УГИБДД МВД РТ Рифката Минниханова, плотность дорог в Татарстане даже выше, чем во многих европейских странах — 0, 2 процента на 1 кв. км дорог. Однако пробки уже стали привычными и у нас. Во всяком случае, в крупных городах в час пик они уже никого не удивляют. Естественно, и число нарушений правил дорожного движения наиболее высоко именно в столице республики, а также в Альметьевске, Набережных Челнах, Нижнекамске. И, как следствие, здесь выше число жертв тех, кто пострадал в результате дорожно-транспортных происшествий.
Но данные, прозвучавшие на питерском конгрессе из уст министра внутренних дел РФ Рашида Нургалеева, вселяют некоторую надежду. Наметились позитивные тенденции: налицо и снижение тяжести последствий ДТП, и, что особенно приятно, снижение детского дорожно-транспортного травматизма почти на 5 процентов. За 7 месяцев этого года удалось добиться уменьшения количества ДТП на дорогах на 8, 6 процента, погибших — на 11, 5 процента, раненых — на 10, 1. Это первый и самый главный результат предпринимаемых два последних года усилий в рамках реализации федеральной целевой программы, подчеркнул министр. Ужесточение административных санкций за езду «подшофе» и совершенствование системы медицинского освидетельствования в нынешнем году дали существенное — без малого на восемнадцать процентов — снижение числа ДТП с участием нетрезвых водителей.
К сожалению, «кнут» в виде ужесточения наказания за нарушение ПДД пока остается самым действенным средством в борьбе с недисциплинированными водителями. Как отметил выступивший на конгрессе глава независимой международной Комиссии по глобальной безопасности дорожного движения лорд Робинсон, человеческий фактор в дорожном движении — не только российская проблема, но именно здесь ее решают сегодня наиболее эффективно. Во всяком случае, аккуратность водителей повысилась почти пропорционально ужесточению мер…
И все же только «кнутом» дорожную задачку не решить. Нужен и «пряник» — хотя бы в виде достойных трасс для передвижения. Вице-президент Международной дорожной федерации Рик Нойтенс уверен, что инвестиции в дорожную инфраструктуру дают более быстрый и ощутимый эффект, чем просветительская работа, которая приносит плоды спустя годы.
В общем, кнутом и пряником, используя все технические новинки, строя хорошие дороги и надежные автомобили, нужно создавать безопасную обстановку на дорогах. А программным документом завершившегося конгресса стала декларация, отражение в которой нашел ряд общих стратегических задач,
По мнению участников форума, уже назрела необходимость создания государственной системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств.
Немалое внимание в декларации уделено модернизации программ курсов обучения правилам поведения на дорогах на всех уровнях образования, причем с учетом международных стандартов.