В громком процессе над участниками одного из самых влиятельных организованных преступных сообществ Казани «Квартала», проходящим в настоящее время в Верховном суде РТ, объявлен перерыв до конца августа. Тогда со своим последним словом выступит последний из подсудимых. Между тем не так давно был вынесен приговор бывшим участникам «Кварталов», уголовное дело в отношении которых выделено в отдельное производство.
Уголовное дело в отношении участников и лидеров крупного казанского ОПС «Квартал» было возбуждено еще 23 сентября 2004 года. Расследование началось после убийства одного из лидеров группировки «39-й квартал», входившей в преступное сообщество. По версии правоохранительных органов, «заказали» его сами же «кварталовские» за то, что он, якобы, хотел отойти от дел. Вскоре во Владимире были задержаны несколько жителей Елабуги, которые на допросах признались, что часто выполняли заказы на убийства, поступавшие от «кварталовских». После этого начались массовые аресты участников преступного сообщества. Всего на скамье подсудимых оказался 21 предполагаемый член ОПС. Вскоре в одно производство были соединены 59 уголовных дел. В том числе подняли и старые дела, предварительное следствие по которым было приостановлено в связи с «неустановлением лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности в качестве обвиняемых». Объем дела по «Кварталам» составил 113 томов, в ходе судебного процесса были допрошены около 300 человек.
По версии следствия, в преступное сообщество входило несколько организованных групп: «17-й квартал», «25-й квартал», «27-й квартал», «37-й квартал», «38-й квартал», «39-й квартал» и «21-й двор». В правоохранительных органах полагают, что осужденные не так давно 39-летние Сергей Заббаров, Сергей Артеменко и Александр Гильдеев состояли в рядах ОПГ «38-й квартал» примерно в 1997-1998 годах. По некоторым данным, именно «тридцатьвосьмовские» стали первыми в районе, кто всерьез о себе заявил. В начале 90-х действия «тридцатьвосьмовских» начал координировать бывший десантник Автандил Янаков (Авто). Он считал, что группировка, в первую очередь, должна зарабатывать. Поэтому ее участники занимались «крышеванием» торговых точек. Среди их объектов был также и авторынок «Стан» на улице Амирхана.
Как полагает следствие, именно этот рынок и решили отвоевать бывшие «тридцатьвосьмовские» Заббаров, Артеменко и Гильдеев после того, как все «кварталовские» были уже арестованы. Как сообщили в прокуратуре Ново-Савиновского района, в сентябре прошлого года они стали довольно часто наведываться на рынок и предлагали тамошним предпринимателям нехитрую сделку — вы нам платите, мы вас не трогаем. Спокойствие было оценено в 100 долларов ежемесячно с каждого. В противном случае угрожали сжечь контейнеры вместе с товаром. Как рассказывали потерпевшие, многие на рынке соглашались платить, потому как несколько контейнеров уже сгорели. Правда, причастность бывших «тридцатьвосьмовских» к этому установлена так и не была, так что вполне вероятно, что пожар случился из-за непотушенного самим же хозяином окурка. Тем не менее по рынку ходили слухи, что «тридцатьвосьмовские» вернулись.
После задержания всех трех подозреваемых, как следует из копии приговора, был обнаружен и принадлежавший им тайник с оружием. Нельзя не заметить, что к его оборудованию подход был творческий — оружие хранилось в старом «жигуленке» первой модели на стоянке возле кинотеатра на улице Адоратского. В его помещении приятели имели свой небольшой бизнес. Кому придет в голову угонять насквозь ржавую «копейку»? А заподозрить в ней «двойное дно» — идея еще более немыслимая. Тем не менее из «Жигулей» оперативники достали АК-74 калибра 5,45 мм, два охотничьих обреза, самодельный глушитель и множество патронов. Самих Заббарова, Артеменко и Гильдеева задержали в том же кинотеатре.
Следствие и суд длились в целом более полугода. В итоге Сергей Артеменко, Сергей Заббаров и Александр Гильдеев были признаны виновными в вымогательстве и незаконном обороте оружия и приговорены к 8 годам колонии строгого режима каждый.