С наступлением летних каникул сообщения о тяжбе между Прокуратурой республики и республиканскими лицеями-интернатами, которыми некоторое время назад пестрели все региональные и казанские СМИ, исчезли. Родители учеников-лицеистов, обвинявшие правоохранительные органы в нападках на эти учебные заведения, свернули транспаранты и разошлись по домам. Однако это не значит, что инцидент исчерпан.
Проблемы у лицеев-интернатов, которые в народе до сих пор по старой памяти называют татаро-турецкими (около 15 лет назад они создавались именно в таком статусе), начались после того, как их работу летом прошлого года проверило российское Министерство образования и науки. И выявило определенные нарушения, об устранении которых были выданы соот-ветствующие предписания. Согласно законодательству копии этих документов были направлены и в Генеральную прокуратуру РФ, которая, дабы убедиться, что все изъяны в работе устранены, учредила повторную проверку в сентябре 2007 года.
Оказалось, что деятельность лицеев так и не была приведена в соответствие с законодательством. Предание этого факта гласности вызвало родительские пикеты в защиту лицейских преподавателей и обещания написать Президенту России обращение с требованием “оставить преследование лицеев и преподавателей из Турции на основании надуманных обвинений”. Между тем ситуация вокруг лицеев недавно даже рас-сматривалась на сессии Госсовета с участием Президента Татарстана, и Минтимер Шаймиев отметил, что здесь действительно “есть вопросы, которые надо привести в порядок в соответствии с законом”.
В чем же состоят претензии к лицеям-интернатам? Прокомментировать ситуацию мы попросили прокурора РТ Кафиля Амирова. По его словам, лицеи нарушили федеральный закон о положении иностранных граждан на территории России, потому как 47 преподавателей из Турции работали здесь без со-ответствующих документов. В связи с этим четыре лицея-интерната Казани, а также лицеи Альметьевска, Набережных Челнов, Нижнекамска и Бугульминского района были оштрафованы на суммы от 250 тысяч до 2 миллионов рублей. Кроме того, 39 преподавателей лицеев не имеют признанных в России документов о высшем или среднем профессиональном образовании. Хотя при привлечении на работу заморских специалистов документы последних должны обязательно пройти нострификацию – процесс подтверждения эквивалентности дипломов.
Как показала проверка, многие турецкие специалисты вообще не имели дипломов о высшем образовании, а некоторые обучали татарстанских детей в качестве имамов. Кроме всего прочего, преподавание в лицеях ведется на турецком и английском языках, что, по мнению Кафиля Амирова, также является нарушением федерального законодательства.
Любопытно, что турецкие преподаватели очень слабо владеют русским языком. Во время проверок некоторые общались с проверяющими при помощи переводчика. Несмотря на то что имеют дипломы о высшем образовании, выданные Татарским государственным гуманитарно-педагогическим университетом и Елабужским государственным педагогическим университетом, где в графе “русский язык” значится “отлично”. Некоторым преподавателям при выдаче диплома были зачтены экзамены по предметам, которые они сдавали при обучении в вузах Турции.
В дополнение ко всему в учебниках, по которым обучают татарстанских детей в лицеях-интернатах, специалисты из
Минобрнауки России и Генеральной прокуратуры РФ нашли пропаганду насилия, употребления наркотиков и психотропных веществ. Сами эти пособия в федеральный перечень учебников, рекомендованных для российских школ, конечно же, не включены.
В процессе расследования ранее возбужденных уголовных дел было установлено, что классными руководителями и воспитателями (гражданами Турции) в лицеях-интернатах
№4 Казани, №79 Набережных Челнов, №24 Нижнекамска регулярно, в том числе на частных квартирах, “проводятся с учащимися беседы религиозного содержания, в частности о наличии загробной жизни и о том, что распространенное в Татарстане официальное понимание Корана является неправильным”. Содержание этих бесед воспитанникам рекомендуется держать в тайне.
В сентябре прошлого года в Прокуратуру поступило обращение матери одной из учащихся лицея-интерната №4. По словам женщины, на ее дочь оказывалось психологическое давление одной из воспитательниц, в результате чего девочка стала крайне религиозной, замкнулась в себе, перестала общаться с родителями, скрывая от них, что читает религиозную литературу на турецком языке.
Кафиль Амиров особо заметил, что республиканская Прокуратура не ставит вопрос о закрытии лицеев-интернатов в Татарстане. “Мы настаиваем на том, чтобы те нарушения в деятельности лицеев, которые копились годами и выявлены в ходе проверки, были в срок и полностью устранены”, – резюмировал прокурор республики. По его словам, за все время существования лицеи-интернаты зарекомендовали себя положительно: их воспитанники становятся победителями конкурсов и олимпиад, поступают в престижные вузы. Тем не менее дальнейшая деятельность этих учебных заведений представляется возможной лишь с учетом соответствия федеральному законодательству.
В свою очередь позицию республиканского Министерства образования и науки нам озвучил его руководитель Наиль Валеев. По его словам, министерство уже приняло соответствующие меры по устранению недочетов в работе лицеев-интернатов. Более того, в соответствии с приказом Минобрнауки от 21 апреля 2008 года была проведена еще одна проверка – по вопросам тарификации и правильности присвоения разрядов преподавателям. В муниципальные отделы образования (а учредителями лицеев-интернатов являются исполкомы муниципальных районов) и руководителям лицеев-интернатов направлены предписания об устранении выявленных при проверке нарушений.
Что касается учебников, то на момент проверки, проведенной Генеральной прокуратурой, преподавание английского языка в лицеях действительно осуществлялось по учебникам иностранных издательств Oxford University Press и “Пирсон Эдъюкейшн”, которые с 2006/07 учебного года не входят в федеральный перечень учебников. На этот счет в органы управления образованием также было направлено соответствующее предписание. Учебники же по другим предметам, используемые в лицеях, спискам, составленным на основе федеральных и региональных перечней, соот-ветствуют. Но в лицейских библиотеках были представлены и иностранные учебники по физике, химии, биологии, математике, ряду других предметов. Они используются как дополнительный материал.
– Необходимо отметить, – говорит Наиль Валеев, – что в настоящее время в федеральном перечне в принципе отсутствуют учебники по отдельным предметам на иностранном языке, хотя мы получили на эти книги положительные рецензии специалистов Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета и Казанского института биофизики и биохимии КазНЦ РАН. К тому же преподавание в лицеях-интернатах предметов естественно-математического цикла на английском языке ведется в объеме и по содержанию, соответствующим федеральному государственному образовательному стандарту. И если говорить о качестве знаний, то основным его показателем, в соответствии с законом “Об образовании”, является итоговая аттестация учащихся, а результаты ее у выпускников лицеев-интернатов достаточно высоки, они по многим показателям опережают своих сверстников из других школ.
Министр отметил также, что лицеи-интернаты активно внедряют инновационные программы образования, используют современные педагогические и информационно-коммуникативные технологии, а лицеисты регулярно занимают призовые места на олимпиадах различного уровня. Только за последние пять лет у них было 30 призовых мест на международных олимпиадах, 46 – на всероссийских, 186 – на республиканских. Учитывая высокий рейтинг лицеев и высокое качество образования, которое они дают, республиканское Министерство образования и науки считает целесообразным сохранить в республике данный тип учебных заведений. В настоящее время ведется работа по переводу лицеев-интернатов в статус муниципальных автономных лицеев-интернатов. Для них уже разработаны примерные учебные планы, в которых учтены замечания Генеральной прокуратуры РФ и Рос-обрнадзора.
Ну а как ситуация будет развиваться дальше – мы, видимо, узнаем уже в новом учебном году.