На прошлой неделе оперативники уголовного розыска МВД по РТ обнаружили в Казани труп Вячеслава Кузнецова, члена одной из самых жестоких банд столицы. В 2000 году в деревне Званка Пестречинского района ее члены совершили на частный дом налет, который позже был назван “Званковским побоищем”. После этого к различным срокам были приговорены семеро бандитов. Но Кузнецову по кличке Сява удалось скрыться, прихватив с собой и “общак” банды. Сява находился в розыске до начала прошлой недели.
О банде Кузнецова “РТ” уже писала (19.06.2003 г. “Люди и звери”). Тогда автор подчеркнул, что “ставить точку в этом деле рано”, поскольку на свободе остается один из лидеров банды – 37-летний Вячеслав Кузнецов. На самом же деле, как недавно выяснилось, к моменту вынесения приговора он был уже убит. Но обо всем по порядку.
“Званковское побоище” считают самым зверским преступлением банды. Осенью 2000 года бандиты, промышлявшие разбоями, грабежами и кражами, решили “навестить” поселок Званка в Пестречинском районе. Наводчик рассказал, что одна из местных семей собирается покупать там дом за 150 тысяч рублей. Связав хозяина дома, бандиты приказали его матери, жене и шестилетней дочери сидеть тихо. А сами принялись искать то, за чем приехали. Не обнаружив денег, стали пытать хозяина. Однако и это ни к чему не привело. А вскоре выяснилось, что такой большой суммы в доме нет. Озлобленные неудачей налетчики бросились в соседний дом местного предпринимателя. В коттедже в тот момент находились сам коммерсант и три женщины, его родственницы. Всех положили на пол лицом вниз. Как говорили на суде налетчики, убийство в их планы не входило. Но один из бандитов, Ринат Шагвалиев по кличке Скиппи, открыл стрельбу якобы неожиданно для всех. Скиппи принялся расстреливать лежавших на полу женщин. Мужчина заступился было за семью, но получил пулю в живот. Мать и беременная жена предпринимателя скончались на месте. Третья женщина и сам хозяин дома, несмотря на серьезные ранения, выжили. Когда преступники искали в доме деньги, то наткнулись на маленького племянника коммерсанта. Тот, испугавшись выстрелов, спрятался в шкаф. Скиппи уже дослал в ствол патрон, чтобы расстрелять ребенка, но приятелям удалось уговорить пощадить мальчика. Из дома расстрелянной семьи налетчики вынесли 185 тысяч рублей. Добычей преступников, кроме всего прочего, стал и старинный крест ручной работы, инкрустированный бриллиантами. Антиквары из преступников оказались никудышные. Как они рассказали на следствии, бриллианты кто-то из них выковырял, приняв за стекляшки, а крест потом заложили в ломбард за мизерную цену.
После этого дерзкого налета поисками банды занялись чуть ли не все правоохранительные органы Татарстана. Дороги в районе были перекрыты, оперативники “шерстили” все притоны и квартиры, где могли оказаться преступники. Однако по горячим следам найти их не удалось. Только на следующий день был задержан один из со-участников налетов, который, как оказалось, и выступил наводчиком. Клубок кровавой бандитской деятельности начал потихоньку разматываться. Вскоре были задержаны семеро участников банды, в том числе и Ринат Шагвалиев, попытавшийся “лечь на дно” в Питере, куда к тому времени перебрались многие его товарищи по отсидке. Но одному из бандитов, Вячеславу Кузнецову, скрыться все же удалось. Сява был держателем общака банды, так что вся преступная касса исчезла вместе с ним.
Процесс над бандитами длился около семи месяцев, и осенью 2002 года был вынесен приговор. Семеро обвиняемых были признаны виновными в бандитизме, разбоях, грабежах, убийствах и получили от 12 до 15 лет колонии строгого режима. Скиппи, Ринат Шагвалиев, был осужден на пожизненное лишение свободы, отбывает которое в знаменитом “Черном лебеде” в Соликамске.
Стоит заметить, что после вынесения приговора представители правоохранительных органов высказывали предположения, что Сява убит своими же подельниками. По их словам, эти сведения основывались на оперативной информации. Однако дальше высказывания предположений дело не пошло, и Кузнецов оставался в розыске более семи лет. Оказалось, об убийстве Сявы на следствии рассказал один из членов банды – 26-летний Руслан Ихсанов по кличке Макс. Он уверял следователей, что еще в октябре 2000 года на съемной квартире в Казани застрелил Кузнецова и его 15-летнюю подругу. Трупы расчленил и закопал рядом с одним из дачных массивов в Советском районе столицы. После таких откровений Макс понимал, что ему не дадут спокойно жить за решеткой. Спустя два дня после признательных показаний он был найден повешенным в СИЗО №2.
О причинах убийства Макс рассказал следующее. Оказалось, после налета на жителей Званки бандитов одолела мания преследования – каждый из них подозревал в “стукачестве” друг друга. Как выяснилось уже на следствии, от всех своих со-участников хотел избавиться Скиппи – по очереди вывезти их в лес и расстрелять. Но бандитов от смерти спасли аресты. Как уверял Макс, Сява в отношении него имел те же планы, что и Скиппи в отношении своих “братьев по оружию”. Тем не менее перерывшие не один десяток квадратных метров земли оперативники так и не обнаружили тела Кузнецова и его подружки. Потому и не был дан ход этому делу. К тому же следователи с большим недоверием относились к показаниям Макса в принципе, поскольку тот был законченным наркоманом.
Трупы застреленных Сявы и 15-летней девушки были обнаружены 13 мая сотрудниками уголовного розыска МВД по РТ совместно со следователями отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СК при Прокуратуре РФ по РТ. Как оказалось, покойный бандит не лукавил – тела откопали в 70 метрах от показанного им места захоронения – в лесопосадке у станции “Дербышки”. А обнаружить их удалось благодаря показаниям одного из осужденных, фамилия которого, понятно, не называется. Не так давно, то есть спустя семь лет после убийства, он рассказал, что Ихсанов под угрозой расправы заставил его помочь захоронить трупы.
Стоит сказать и о том, как образовалась эта кровавая банда. Многие ее участники, в том числе и Скиппи, были выходцами из ОПГ “Перваки”, контролировавшей в Казани микрорайон Первые Горки. После жестокой войны с группировкой “Хади Такташ” эта ОПГ распалась. Тогда же за решетку на 12 лет угодил и один из “перваковских” авторитетов – Скиппи. С Сявой он был знаком еще с юношества, когда они вместе “воевали” за ОПГ “Нагорный”. Да и потом отбывали сроки в одной колонии – в “двойке” (казанская исправительно-трудовая колония № 2). Сява освободился раньше Скиппи и занялся продажей наркотиков в Чистополе. Когда на наркоторговца вышли оперативники, он перебрался в Казань, в поселок Нагорный. А когда на свободе оказался и Скиппи, приятели решили возродить группировку, собрав вокруг себя наиболее преданных парней, в прошлом – участников группировок “Нагорный” и “Новотатарская”. Криминальные дела у банды пошли, что называется, в гору, преступники обзавелись автомобилями, оружием, средствами связи. Закаленные войной с самой мощной в Казани группировкой “Хади Такташ” и имея по нескольку “ходок” каждый, бандиты решили сразу идти ва-банк, специализируясь на особо тяжких преступлениях – в основном, разбоях и убийствах. В том числе заказных. Как говорили на следствии свидетели, сам Скиппи несколько раз говорил, что хочет создать такую “бригаду”, которая по жестокости, масштабу и авторитету могла бы поспорить с его старыми знакомыми из “Хади Такташ”.