По дороге ехала техногенная катастрофа, за рулем которой сидел человеческий фактор. Догадываетесь, о чем речь? Точно, о ситуациях на наших дорогах.
К сожалению, из верного помощника и безотказного работника автомобиль давно уже превратился в средство повышенной опасности, а если к этому прибавить еще и дороги не лучшего качества да неуважительное отношение водителей друг к другу, то становится понятным: проблема грозит выйти из-под контроля. О возможных путях выхода из сложной ситуации и шел разговор на прошедшей на днях в Казани международной конференции “Безопасная дорога как одна из главных составляющих безопасного движения. Современные технические средства организации дорожного движения.
Их роль в обеспечении БДД”, в которой приняли участие представители дорожных организаций России, Швеции, Финляндии, Норвегии.
Похоже, настало время, когда состоянием дорог в нашей стране озаботились всерьез. Так, например, Правительством Татарстана уделяется особое внимание развитию дорожной сети, являющейся основой транспортного комплекса, увеличиваются ежегодно выделяемые объемы финансирования дорожных программ. В 2007 году общий лимит финансирования по всем дорожным программам составил 13,8 миллиарда рублей, в том числе из федерального бюджета выделено около 4 миллиардов рублей и свыше 9 миллиардов рублей – из бюджета республики.
По словам заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Наиля Шайхутдинова, выступившего на конференции, особое внимание уделяется не только состоянию дорожного полотна, но и оснащению автотрасс современными техническими средствами организации дорожного движения, как-то: барьерными разделительными ограждениями, имеющими повышенные удерживающие свойства, дополнительным освещением, пешеходными переходами на разных уровнях.
Весьма любопытным оказал-ся опыт организации дорожного движения в Швеции. Так, по словам представителя дорожной администрации Швеции Пера Эрикссона, более десяти лет назад парламент этой страны утвердил стратегию обеспечения безопасности на дорогах, целью которой стало сведение числа погибших и травмированных на дорогах к нулю. Претворение сей стратегии в жизнь обойдется в 2,5 миллиарда евро. Однако, по мнению практичных шведов, овчинка выделки ой как стоит, ведь экономический урон для страны от гибели одного жителя оценен ими как минимум в 2,5 миллиона евро. Жаль, что наша с вами жизнь пока не расценивается так высоко… Так вот шведская стратегия предполагает, что любое дорожно-транспортное происшествие – вина не только участников, но и служб, планирующих движение транспортных потоков, и дорожных организаций, и муниципальных властей, и полиции, и производителей транспортных средств, и даже политиков.
И кроме внедрения всевозможных технических новинок, большое внимание уделяется воспитанию участников дорожного движения. Причем основано последнее на элементарном уважении друг к другу. Простой пример. Допустим, по дороге движется автомобиль со скоростью явно выше, чем у соседей по трассе. У нас в лучшем случае срабатывает принцип “дай дорогу дураку” – мол, лучше отъехать в сторону, пусть торопится в ад своей дорогой. В Швеции же создан специальный телеролик социальной рекламы, в котором тоже рекомендуется уступить дорогу торопящемуся. Только посыл уступки иной – “вероятно, у водителя такого авто действительно серьезные причины торопиться, так уступите ему дорогу”.
А вообще постулаты стратегии выглядят, на первый взгляд, очень просто, даже слегка отдают наивностью. Мол, прописные истины. Но вот результаты дают весьма серьезные. В прошлом году число погибших на дорогах Швеции составило 280 человек – в два раза меньше, чем в год утверждения стратегии. Выходит, простота – это вовсе не плохо?
Стратегии на государственном уровне в России пока не разработано, но существует федеральная целевая программа “Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах”. Основная ее часть посвящена благоустройству российских автотрасс. А для того чтобы российские дороги соответствовали европейским аналогам по качеству и по безопасности, нужна системная работа по совершенствованию организации движения. Федеральному дорожному агентству необходимо в ближайшие сроки закончить работу над выпуском новой редакции СТО (технического регламента), ведь пока дорожникам приходится руководствоваться устаревшим ГОСТом 1993 года. По новым стандартам должна производиться и работа по оснащению трасс дорожными знаками, которые сегодня изготавливаются с применением современных флуоресцентных светоотражающих материалов, информационными знаками с туристической информацией. А на некоторые виды оснащения – к примеру, табло и знаки переменной информации, национального стандарта пока вообще нет.
В совершенствовании нуждается добрая половина российских нормативных документов строительства и оснащения дорог. Ведь если нет стандартов – значит, нет критериев оценки работы дорожников и организаторов дорожного движения. Нет оценки – не определить степень ответственности за ненадлежащее выполнение работы. Так что оценку организаторам дорожного движения пока ставит жизнь. Далеко не всегда положительную…