Стоит отметить, что скутер, на котором дети попали в аварию, подарили им родители за два дня до трагедии. В Госавтоинспекции не перестают
удивляться легкомысленности взрослых. Дело в том, что согласно правилам дорожного движения управление скутерами и мопедами разрешается лицам не моложе 16 лет. При нарушении данного требования к ответственности привлекаются родители. Однако, говоря о трагедии возле села Атабаево Лаишевского района, заметим: ответственность за это ДТП предусмотрена уже уголовная, поскольку последствием его стала смерть человека. В настоящее время расследуются обстоятельства этого происшествия.
Трагедия возле Атабаева стала поводом и для встречи журналистов с начальником
Госавтоинспекции РТ Рифкатом Миннихановым, которая прошла на днях в УГИБДД МВД по РТ. Стражи порядка на дорогах обращали внимание на проблему автоаварий с участием скутеров и в прошлом году. Однако тогда она еще не имела столь угрожающих масштабов, а сами скутеры казались жителям Казани весьма удобным средством передвижения по столичным дорогам в часы пик. В ответ на выступления Госавтоинспекции об опасности этого транспортного средства многие журналисты кивали на иностранцев – мол, в Италии или Японии полстраны на них передвигаются и всем от этого только комфортнее. Действительно, водители скутеров там попадают в ДТП намного реже. Во-первых, манера вождения там цивилизованная, во-вторых, тамошние штрафные санк-ции заставят надеть шлем даже самого непослушного мотоциклиста. К примеру, в той жеС технической точки зрения, скутер – это легкий мотоцикл с объемом двигателя не более 50 кубических сантиметров и мощностью не более 1,5 л.с. Несмотря на наличие хоть и слабого, но все же двигателя, скутер приравнен к велосипеду. Его не надо регистрировать в ГИБДД, кататься на нем можно без тех-осмотра и без прав. Это и сделало его столь популярным среди молодежи.
По техпаспорту скутер с объемом не более 50 “кубиков” способен разгоняться до 50 километров в час. Прямо скажем, немного. Но и немало для езды без шлема и любых, даже самых примитивных, средств пассивной безопасности водителя. Про пассажира вообще говорить не стоит.
Кстати, в этой области ожидаются серьезные изменения. Уже с 1 июля водитель и пассажир скутера будут обязаны передвигаться в мотошлемах.
Накатавшись вдоволь на таком чуде конструкторской мысли, многие все же приходят к справедливому выводу, что все же это не техника, и пересаживаются на малолитражные автомобили. Особо же “талантливые” в техническом плане граждане загоняют свои скутеры в гаражи местных умельцев, которые с помощью неслож-
ных манипуляций увеличивают объем движка в два раза. Такой двухколесный мини-монстрик может разогнать своего седока до 70 с лишним километров в час. Хотя его конструкция, включая руль, для того совершенно не предназначена. Увы, многие узнают это, лишь лежа на больничной койке. В лучшем случае. По оценкам специалистов в области безопасности дорожного движения, риск гибели или получения травмы для водителей и пассажиров двухколесных механических транспортных средств выше в 10-15 раз, чем у автомобилистов.
Кстати, очень многие обладатели скутеров знают об их устройстве и технических характеристиках лишь со слов продавцов. В инструкцию по эксплуатации заглядывать бесполезно – она на китайском языке. Дело в том, что значительная доля этих транспортных средств завозится к нам из Приморья. Туда, в свою очередь, они целыми грузовиками поступают из Китая и Японии. Кстати, назвать точное количество скутеров в Казани не смог даже сам начальник республиканской Госавтоинспекции, поскольку в ГИБДД они, как уже говорилось, не регистрируются.
В настоящее время, по словам Рифката Минниханова, сотрудники ГИБДД активизировали работу по пресечению нарушений ПДД водителями скутеров. Глава республиканской ГИБДД дал понять, что в этом вопросе он настроен решительно: за серьезные нарушения скутеры будут доставлять на штрафстоянку, как “нормальную” технику. При этом Рифкат Минниханов отметил: “Мы не за то, чтобы очистить дороги Казани от скутеров. Мы хотим навести в их отношении порядок в соответствии с интересами всех участников движения. Хотим, чтобы скутеры перемещались цивилизованно, в соответствии с правилами, и управляли ими люди, имеющие на это право”. На спецстоянку будут доставляться скутеры и мопеды, водители которых не имеют при себе документов на них. Скутер может быть доставлен на стоянку и по подозрению в тюнинге – в данном случае в увеличении объема двигателя. Однако