С июля прошлого года Федеральная антимонопольная служба России взяла под особый контроль сотрудничество банков и страховых компаний.
Начался активный сбор информации в отношении тех, кто нарушает закон о конкуренции, вступая в сговор по части согласования тарифов и заставляя клиентов принудительно приобретать полисы конкретных страховых компаний.
Для того чтобы стало понятно, о чем идет речь, приведем простой пример. Недавно в одну из страховых компаний Нижнекамска пришел клиент с просьбой расторгнуть договор автогражданской ответственности. Оказывается, в автосалоне, куда он недавно обратился, ему отказали в признании договора страхования. Мы, мол, с этой компанией не работаем, отдайте полис, застрахуйтесь там, где мы вам скажем, а потом и поговорим. Пришлось бедняге заключать данный договор дважды.
Другой случай произошел уже в Набережных Челнах. Женщина решила взять кредит на покупку квартиры для дочери. В банк пришла впервые, всех тонкостей дела не знала, и поначалу “работать” с ней было легко. Однако в какой-то момент потенциальной клиентке не понравился тон сотрудницы банка и настойчивость, с которой та предлагала пойти в страховую компанию. Прямо из этого банка женщина отправилась в другой, где ей тоже предложили застраховаться в определенной страховой компании. Правда, здесь ей очень вежливо объяснили, что выбранная банком компания надежнее других. Ну разве будешь после этих слов раздумывать и сомневаться?
И подобная практика распространена везде. Откуда такая любовь между банками и страховыми компаниями? Просто у них налажен договор о сотрудничестве. На его основании страховая компания выплачивает банку вознаграждение. За счет заемщика, разумеется. Получается, что, отдавая деньги за услуги, клиент заодно, сам того не подозревая, доплачивает и банку. Через те самые рекомендованные страховые компании.
Как объясняют подобное поведение сотрудники банков? Говорят, хочется быть уверенными в том, что при наступлении страхового случая страховая компания в установленные сроки и в полном размере выплатит возмещение. Поэтому в список и включаются компании, хорошо зарекомендовавшие себя на рынке страхования. Вполне логично, что банку удобней сотрудничать с той страховой компанией, с которой заранее выработан механизм взаимодействия. Но с другой стороны, когда у человека нет права выбора, нарушается закон, и пусть не напрямую, но идет обман заемщиков.
Есть в этом вопросе еще один нюанс. Бывает так, что в регионах работают представительства разветвленной сети крупных страховых компаний и при возникновении спорных ситуаций клиентам приходится судиться по месту регистрации филиала или головной компании. Пока законодательство напрямую не регулирует вопрос, где должна производиться страховая выплата, что и создает довольно большие неудобства для страхователей. Росстрахнадзор намерен навести порядок в законодательстве, регулирующем работу филиалов крупных страховых компаний на местах. Ведомство предлагает более четко прописать порядок разрешения споров с клиентами, чтобы региональные отделения не затягивали выплаты компенсаций.
Что ж, до идеала в этой сфере пока далеко, но хорошо, что уже предпринимаются хоть какие-то шаги в этом направлении.
А теперь о том, как не оказаться жертвой сговора тем, кто собрался идти за ссудой в банк.
Прежде чем остановиться на конкретном банке, клиент должен рассмотреть все предложения рынка и знать, где ему предоставят свободный выбор, а где заставят плясать под чужую дудку. Переплачивают и не имеют права выбора только те, кто не владеет информацией.
Практика показывает: если человек демонстрирует свою правовую грамотность, уверенно заявляет о том, что сам решит, в какую страховую компанию ему обратиться, и просит сотрудников финансового отдела банка составить письменный отказ в случае несогласия с его точкой зрения, навязывания сразу прекращаются.
Вопрос лишь в том, чтобы человек был настойчив в защите своих прав. Объемы российского страхования пока несопоставимы с показателями развитых стран, соответственно и уровень страховой культуры наших граждан оставляет желать лучшего. Видимо, пришло время его поднимать.
Елена САБАКАЕВА.