Сколько веревочке ни виться

Некоторые автолюбители ради обладания автомобилем иностранного производства готовы пойти на все – порой даже на незаконный ввоз вожделенного четырехколесного "сокровища" из-за границы.

Автор статьи: Ирина СИМОНОВА

Некоторые автолюбители ради обладания автомобилем иностранного производства готовы пойти на все – порой даже на незаконный ввоз вожделенного четырехколесного "сокровища" из-за границы.

А на всякий спрос, как известно, всегда найдется предложение. В рейтинге криминальных товаров иномарки стабильно удерживают лидирующее положение в течение последних лет. За первые два месяца 2008 года в Татарстане уже возбуждено десять уголовных дел за контрабандный ввоз автотранспортных средств и уклонение от уплаты таможенных платежей при их оформлении. В прошлом году таких дел в республике было 40. "Лидируют" в списке автомобили марок "Ауди", "Мерседес", "Фольксваген". Среди адресов отправки, в основном, такие страны, как Польша,
Германия, Бельгия.

Бизнес становится невыгодным

Однако сколько веревочке ни виться… У нас в республике очень скоро будет невыгодно заниматься таким бизнесом. В 2006 году сотрудники Татарстанской таможни разработали методику, позволяющую выявлять контрабандный ввоз автомобилей на территорию России, и сейчас этот опыт не без успеха используется и в других регионах Приволжского федерального округа.

– Думаю, мы по всей России сможем приостановить ввоз контрабандных транспортных средств, – заявил на недавнем брифинге в Казани заместитель начальника Татарстанской таможни по правоохранительной деятельности Ильдар Саидов.

Методика оказалась действенной: за прошлый и нынешний годы татарстанскими таможенниками не выявлен незаконный ввоз иномарок. Нужно пояснить, что уголовные дела, о которых говорилось выше, возбуждены по фактам, зарегистрированным в период с 2003-го по 2005 год. Можно сказать, они-то и послужили аналитической базой для разработки методики. Детально проследив таможенное оформление этих транспортных средств на всех этапах, а затем проанализировав оперативно-разыскные действия, таможенники организовали пять условных пропускных "фильтров". Если автомобиль иностранного производства минует их без замечаний – все, он чист и может отправляться к заждавшемуся хозяину.

Например, в прошлом году в республику были ввезены из-за границы 1222 автомобиля,  нынче пока 167 – и все оказались легальными.

Уловки мошенников давно известны

Методика позволяет выявить недостоверные сведения об автомобиле и фальсификацию документов при таможенном оформлении. Прежде всего, при помощи нескольких баз данных таможенники собирают максимум информации об автомобиле и его прежних хозяевах. Например, не разыскивается ли данная машина Интерполом?

– Кроме того, наш представитель съездил в Белоруссию и взял образцы действующих на ее территории печатей, необходимых при оформлении автомобиля, приехавшего из стран Европы. Так что легко обнаружить поддельную печать – ее просто не окажется в нашем реестре, – сообщил Ильдар Саидов.

Вообще-то таможенникам хорошо известны уловки мошенников. Иногда, правда, даже они удивляются откровенной наглости и неграмотности этих людей. Вот курьезный пример: контрабандист предъявляет свой загранпаспорт с пометкой о прохождении белорусско-украинской границы и одновременно "бумаги", где указано, что автомобиль под его же управлением, причем в то же самое время, "пересек" границу Польши с Белоруссией! Кроме того, нередко бывает так, что некоторые документы заполнены явно одним и тем же почерком, а этого в определенных случаях заведомо быть не должно – та же подделка. Почему люди идут на определенный риск, занимаясь незаконным ввозом автомобилей? "Ответ прост, – пожимает плечами Ильдар Саидов. – Прежде всего, конечно же, из стремления сэкономить на таможенных платежах".

Экономия обходится слишком дорого

Чтобы выгадать некую сумму, в поддельных документах занижаются год выпуска автомобиля, объем двигателя. В среднем за таможенное оформление транспортного средства в "возрасте" от 3 до 7 лет нужно заплатить 30 процентов от его общей стоимости. Например, ввозная ставка на "Фольксваген-Гольф" "возраста" от 3 до 7 лет может быть от 55 до 60 тысяч рублей. А вот если "возраст" авто не превышает трех лет, то уже 48 процентов от его стоимости.

– В прошлом году нами был зарегистрирован легально, наверное, самый дорогой новый автомобиль, за таможенное оформление которого владелец заплатил 800 тысяч рублей, – сообщил Ильдар Саитов.

Между тем контрабанда автомобилей вообще дело весьма хлопотное, а главное – с очень неприятными последствиями для всех участников этого криминального процесса. Во всяком случае, уверены таможенники, сэкономленные, на первый взгляд, деньги оборачиваются для покупателя гораздо большими затратами, а для тех, кто пытается построить на незаконном ввозе авто собственный бизнес, – годами тюрьмы, денежными штрафами, выплатой таможенных пошлин и, в конце концов,   непоправимой потерей репутации честного человека. Как, например, это произошло с неким весьма благополучным студентом из Казани. Молодой человек выпрашивал у приятелей их гражданские паспорта на "денек-другой" и использовал их для незаконного оформления автомобилей. В итоге – суд, лишение свободы, денежный штраф. К слову, был случай, когда организатором незаконного бизнеса оказался человек и вовсе интеллигентной профессии – юрисконсульт.

– Конечно, ситуации бывают разные, – рассказал другой участник брифинга, начальник отдела специальных таможенных процедур Казанского таможенного поста Сергей Назаров. По его словам, например, можно посочувствовать добропорядочному покупателю, который приобрел иномарку, что называется, с рук, а при постановке на учет в ГИБДД обнаружилось, что машина не прошла законное таможенное оформление.

– В данном случае только один выход – заплатить все таможенные пошлины. А они могут составить и 250, и 400 тысяч рублей. Обычный человек явно на такие траты не рассчитывает. Найти же продавца наверняка окажется проблематичным, – сообщил Сергей Назаров.

– Вообще, как правило, все заведомо "левые" автомобили продаются и покупаются по доверенности. Часто машины передаются из рук в руки по цепочке, поэтому законопослушный гражданин невольно может оказаться заложником мошенников, – добавил Ильдар Саидов.
Если цена
на авто невысока
Оба таможенника в один голос заявили, что поймать за руку нечестного продавца автомобиля или проследить путь каждой иномарки, что называется, от прилавка до покупателя, не всегда возможно. Поэтому, уважаемые автолюбители, бдительность и еще раз бдительность, проявленная при покупке машины, станет хоть какой-то гарантией от обмана, призвали участники брифинга. Сергей Назаров посоветовал, прежде всего, обращать внимание – это актуально, если сделка совершается на автомобильном рынке, – на содержание паспорта технического средства (ПТС). Особенно на место его регистрации: если это другой регион, стоит насторожиться. Кроме того, ни в коем случае определяющим фактором такой покупки не должна являться привлекательно невысокая цена автомобиля – здесь может крыться какой-либо подвох.

Таможенники дали еще один совет: покупая с рук иномарку, наверное, стоит обратиться в региональную дилерскую компанию иностранного автопроизводителя и попросить специалистов проверить соответствие автомобиля заводским идентификационным номерам и техническим параметрам. Одним словом, собрать об автомобиле как можно больше информации.

Кстати, в стоимость машин, которые выставлены, например, на продажу в автосалонах, таможенные расходы уже включены – если очень хочется иномарку, может быть, есть смысл заплатить дороже, но зато и спать спокойно?

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще