Татарстан лидирует в борьбе с коррупцией

Серьезный разговор о том, как бороться с "ржавчиной", разъедающей общество, – коррупцией, провел вчера в стенах Госсовета РТ полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов.

Автор статьи: Ирина СИМОНОВА

Серьезный разговор о том, как бороться с "ржавчиной", разъедающей общество, – коррупцией, провел вчера в стенах Госсовета РТ полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов.

Организаторы совместного совещания аппарата полпреда и представителей Приволжского фонда по реализации антикоррупционных программ и программ экологической безопасности выбрали Татарстан в качестве площадки для встречи с определенным "умыслом". Речь на ней шла о противодействии коррупции в системе закупок для государственных и муниципальных нужд, а наша республика, как не один раз подчеркнул полпред российского Президента, накопила именно в этой сфере, без преувеличения, богатый опыт. Татарстан фактически стал "закоперщиком" в борьбе с коррупцией, приняв собственный закон, не дожидаясь федерального.

Александр Коновалов напомнил, что Фонд реализации антикоррупционных программ был создан в конце 2006 года – по решению участников окружного антикоррупционного совещания, прошедшего в Казани.

Перед участниками совещания выступил Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин.

"На основании указа Президента Минтимера Шаймиева в республике была разработана концепция стратегии борьбы с коррупцией, над ее реализацией серьезно работают все ветви власти, – сказал он. – Мы поставили задачу гласно и открыто бороться с коррупцией в разных сферах, особенно в экономике, где все связано с деньгами". По словам руководителя парламента, сегодня в Татарстане активно действует система "электронного правительства", нарабатывается практика проведения процедуры электронных аукционов, приняты меры, исключающие участие должностных лиц в "разрешительной" деятельности, разрабатываемые законопроекты проходят обязательную экспертизу на "коррупциогенность".
"В какой-то мере нам удалось насторожить потенциальных правонарушителей. Не скажу, что здесь не осталось проблем, но общие тенденции и взятый темп позволяют надеяться, что мы с этим общественным злом в республике справимся", – заявил Фарид Мухаметшин.

Почему предметом совещания была выбрана ситуация в системе государственных и муниципальных заказов, стало понятно, когда председатель экспертно-консультативного совета Фонда реализации антикоррупционных программ Сергей Герасимов озвучил "сокрушительную" цифру: объем закупок в целом по стране составляет около трех триллионов рублей, и 10 процентов из них приходятся на суммы так называемого отката от сделок.
Другими словами, размеры взяток в этой сфере исчисляются даже не миллионами, а миллиардами рублей! Один из реальных методов борьбы с "лазейками" – это как раз перевод обычных конкурсных торгов в электронный формат, что успешно практикуется в Татарстане. Кстати, и здесь мы, похоже, снова опередим, в частности, соседей-приволжан. С интересом участники заседания слушали выступление первого вице-премьера Равиля Муратова, который рассказал о ближайших новшествах в системе госзаказа, в частности, о создании в республике единой электронной площадки для торгов, которая повысит прозрачность закупок и станет дополнительным барьером для проникновения коррупции. Но вот что любопытно: оказывается, не торопятся другие российские регионы перенимать опыт нашей республики. А причина-то проста, как ясный день! Электронный аукцион открытостью и доступностью невыгоден дельцам, которые сделали своим бизнесом, например, продажу документации или информации о торгах. Ведь тогда из процесса исключается участие того же нечестного чиновника. Причем, уточнил Александр Коновалов, тормозится работа в этом направлении, как правило, на уровне "исполнительского" звена управленческих структур, а не руководителей, как чаще представляется.

Кроме того, до сих пор существует немало других проблемных зон в области проведения государственных и муниципальных закупок. "Имеют место нарушения законодательства при формировании комиссий по размещению заказов, при опубликовании извещений о проведении конкурсов, при включении в конкурсную документацию необходимых документов, необоснованное привлечение к участию в конкурсе либо участие в конкурсе подведомственных и аффилированных организаций, неправомерное подведение итогов конкурсов", – перечислил ряд нарушений полпред Президента. По его словам, при недобросовестном, а зачастую и преступном сговоре участников процесса обойти законодательство о государственных закупках – дело техники. Умение эффективно расходовать госбюджет является одним из признаков дееспособности власти, подчеркнул Александр Коновалов.

В ходе совещания, которое продлилось куда дольше запланированных двух часов, участники также обсудили изменения, которые необходимо внести в действующее законодательство, меры участия российского Правительства по изменению ситуации в системе госзаказа. Чуть позже, на пресс-конференции, которая состоялась сразу по окончании заседания, Александр Коновалов повторил сделанный им вывод.
"Под носом у власти, право-охранительных органов, общественности происходят безобразия, разобраться в которых не так уж и сложно, если взяться за них всем вместе и всерьез", – образно выразился полпред Президента.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще