Не согласиться с утверждением, что криминогенная обстановка в Татарстане за последние несколько лет изменилась в лучшую сторону, может только человек необъективный. В качестве примера достаточно привести ликвидацию сразу нескольких организованных преступных сообществ – "Жилка", "Татары", "Тагирьяновские", "29-й комплекс", "Квартала". Кроме того, на днях начнется оглашение приговора участникам экстремистской организации "Исламский джамаат". И это лишь малая часть того, чего удалось достичь правоохранительным органам республики. Подробнее об изменениях в "криминальной картине" в интервью нашей газете рассказал прокурор РТ Кафиль Амиров.
– Кафиль Фахразеевич, средства массовой информации предоставляют возможность жителям республики наблюдать здесь лишь "верхушку айсберга" – законченные уголовные дела, переданные в суд. В связи с чем и как в целом изменилась картина преступности в Татарстане?
– Отмечу, что проведенная в прошедшем году в стране реформа уголовного судопроизводства в организации борьбы с преступностью сохранила координирующую роль все же за прокуратурой. В связи с этим могу сказать, что тенденции к снижению уровня преступности удалось достичь благодаря слаженной работе всех правоохранительных органов Татарстана. Например, в прошедшем году зарегистрировано чуть более 81 тысячи преступлений, тогда как в 2006-м их было свыше 105 тысяч. И показатель этот относится практически ко всем их видам. Меньше стало тяжких и особо тяжких преступлений, снизился уровень подростковой преступности. То же самое касается и корыстно-насильственной преступности: количество зарегистрированных грабежей и разбоев снизилось практически на 40 процентов. Вместе с тем число расследованных преступлений увеличилось в среднем на 10 процентов. Подчеркну: это не игра с цифрами, а реальное положение дел.
Но, естественно, такая картина характерна не для всей республики. Скажу, что прокуроры Азнакаевского, Высокогорского, Верхнеуслонского, Буинского, Вахитовского районов не смогли должным образом скоординировать эту работу. Например, прокурору Верхнеуслонского района в течение года неоднократно напоминали об усилении надзора за соблюдением законодательства об оперативно-розыскной деятельности. Почему? Да потому что раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений в районе в течение всего прошлого года было самым низким в республике – чуть больше 30 процентов.
– Примерно через год-полтора после того, как в стране и республике стартовали национальные проекты, в СМИ чуть ли не каждую неделю стали появляться сообщения о преступлениях в этой области. Действительно ситуация там настолько проблематична?
– Скажу так: ситуация не проблематична, но проблем хватает. Например, глава одного из наших районов в рамках программы по реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" приобрел для своей ЦРБ дорогостоящий медицинский аппарат. И за то, что московские врачи-окулисты сделали ему диагностику глаз, заключение написали, дали какие-то рекомендации, он этот аппарат взял и… подарил им. Но так как по закону просто так дарить подобные вещи нельзя, заключили с москвичами договор, что какая-то там апа из глухой татарской деревни поедет в Москву на обследование зрения в этом институте с применением переданного оборудования. Не смешно ли?
Но из всех национальных проектов мы уделили самое пристальное внимание агропромышленному и жилищному, потому что больше всего нарушений было там.
Если брать прошлый год, то в республике выявлено 501 нарушение в этой сфере. Для сравнения: в позапрошлом году было семьдесят. В суд мы направили 105 заявлений на общую сумму почти десять с половиной миллионов рублей, возбуждено 79 уголовных дел.
Например, желание получить кредит по направлению "Стимулирование малых форм хозяйствования" иной раз принимает просто извращенные формы. То есть люди предоставляют заведомо ложные документы для получения кредита на содержание подсобного хозяйства, которого у них нет. Естественно, задействованные в этом процессе должностные лица осведомлены об истинном положении дел. В прошлом году к уголовной ответственности были таким образом привлечены семь должностных лиц Министерства сельского хозяйства и продовольствия, восемь глав и руководителей сельских поселений.
– Функции расследования преступления сейчас переданы Следственному комитету при Прокуратуре РФ. Это как-то повлияло на качество работы прокуратуры?
– Поскольку задачи организовать расследование у нас теперь нет, с нашей стороны усиливается надзор за соблюдением исполнения законодательства. Реформирование у нас прошло весьма спокойно, теперь каждый занимается своим делом более вдумчиво и, стало быть, результативно. Почему я сказал "прошло спокойно"? Потому что не было проблем ни с кадрами, ни с материально-технической базой. Сейчас каждый следственный отдел имеет свои машину, сотовую связь, факс. Уж не говорю о компьютерах и прочей оргтехнике.
– В последнее время в республике участились дорожно-транспортные происшествия с участием пассажирских микроавтобусов на междугородных направлениях. На последней коллегии МВД по РТ было предложено и вовсе убрать такие автобусы с маршрутов, как убрали "Газели" в Казани. Но закон позволяет им перевозить пассажиров. Как, на ваш взгляд, можно решить эту проблему?
– Давайте рассуждать так. В аварию микроавтобус "Газель" попадает ведь не потому, что он именно этой марки, а потому, что водитель нарушает правила, у машины что-то ломается, что-то не соответствует техническим требованиям. И это не внезапно происходит, а накапливается годами.
Думаю, доброе желание предотвратить ДТП с участием микроавтобусов должно исходить в первую очередь от самих сотрудников ГИБДД. Не утверждаю, что инспектор должен сам приходить и осматривать машину, но он должен контролировать, чтобы тот механик, кто за это отвечает, не выпускал на дорогу неисправные автобусы. То есть здесь все зависит от контролирующих органов, от их желания. Закон достаточно четко это закрепляет и позволяет делать все эти вещи.
– Кстати, это же касается и пунктов приема цветных металлов. Представители правоохранительных органов также зачастую ссылаются на несовершенство закона, разрешающего подобную деятельность.
– То же самое. Смотрите, в Набережных Челнах в прошлом году было дано указание проверить все подобные пункты. И прокурор вместе с органами самоуправления обнаружил нарушения в девяти крупных киосках. В соответствии со своими полномочиями он обратился в суд с ходатайством об их закрытии. Суд его ходатайство удовлетворил. То есть те, кто хочет решить проблему, ее решают, а кто хочет ее "заболтать", начинают говорить о несовершенстве закона и других вещах. Желание и контроль, больше здесь ничего не требуется.
– Сегодня нельзя проехать по казанским улицам и ста метров, чтобы взгляд не уткнулся в "досуговые" объявления. Они расклеены, намалеваны на остановках, водосточных трубах, окнах первых этажей зданий, буквально на каждом столбе. Неужели эти объявления, да и деятельность, которую они рекламируют, – настолько серьезные проблемы, что правоохранительные органы устранить их не в силах?
– Допустим, есть объявление об оказании интимных услуг. Разве это разрешено законом, разве это лицензируемая деятельность? Сотрудники компетентных органов позвонили бы, проверили, привлекли за нарушение закона к ответственности, потом через суд взыскали с подсудимых ту сумму, что получили маляры за то, что закрасили номер телефона на стене. Вот и вся схема. У нас есть в милиции подразделение по борьбе с проституцией, но оно недорабатывает в этом плане. Тут можно привести пример: сколько было разговоров и споров о том, закрывать или не закрывать игровые салоны. Что мы видим сейчас? Их нет. В общем, подчеркну еще раз: было бы желание эти проблемы решать…