На смену “промысловикам” пришли “спортсмены”

Промысловое браконьерство, то есть браконьерство ради наживы, фактически исчезает в республике.

Автор статьи: Игорь ПРОСТАТОВ

Промысловое браконьерство, то есть браконьерство ради наживы, фактически исчезает в республике. Но, как известно, “свято место пусто не бывает”. А потому наряду с сокращением “промысловиков” увеличивается количество желающих пострелять по лесным обитателям из-за одного лишь желания понажимать на спусковой крючок. Так сказать, из спортивного интереса. И если первые, несмотря на злостное нарушение Уголовного кодекса, придерживались хоть каких-то “корпоративных” норм, то вторые орудуют вовсе уж беззастенчиво.


Говоря о браконьерах-промысловиках, следует учесть, что речь сегодня здесь идет прежде всего о тех, кто незаконно охотится на речных обитателей. Уголовно наказуемый бизнес именно на дорожающей с каждым днем рыбе был развит в республике до недавнего времени в немыслимых пределах. Например, из реки Меши – одного из излюбленных мест браконьеров – сотрудники экологической милиции всего каких-то 4 года назад вынимали и вывозили сети километрами. На каждых десяти квадратных метрах насчитывалось 5-10 незаконно установленных сетей. А с криминально добытым уловом в день задерживали по 7-8 человек.


Однако большинство браконьеров хорошо знакомы с нормами Уголовного кодекса, предусматривающими наказание лишь в том случае, если при нарушителе обнаружатся незаконное орудие лова и добытая с его помощью рыба. Причем нанесенный этим ущерб должен составлять не менее 2 тысяч рублей. Поэтому браконьеры, почувствовав опасность, делают все возможное, чтобы на месте избавиться от улик.


В прошлом году сотрудниками управления по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды МВД по РТ было раскрыто 873 уголовных дела, возбужденных по статье УК РФ “Незаконная добыча водных животных и растений”. В этом году, по словам сотрудников управления, борьба с браконьерством на воде продолжилась и было раскрыто 609 дел. Причем, как уверяют борцы с браконьерами, незначительное сокращение уголовных дел следует трактовать отнюдь не как слабую работу управления, а исключительно как результат усиливающегося контроля над этой областью.


В прошлом году по уголовным делам, возбужденным в отношении рыбаков-браконьеров, однозначно лидировал Лаишевский район – там в суд были переданы 102 дела. В Чистопольском районе удалось довести до суда 81 дело, в Зеленодольском – 65.


На прошедшей в среду пресс-конференции, посвященной борьбе с браконьерством в республике, начальник управления по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды МВД по РТ Рамиль Фасахов заявил, что нынче браконьеров в Татарстане стало меньше. В пользу его слов говорят и цифры. В том же Лаишевском районе, например, в этом году в суд ушли “всего” 64 уголовных дела. Их количество снизилось и в остальных районах. Однако до сих пор сотрудники экологической милиции выявляют целые подпольные рыбные хозяйства. Например, в этом году в Тетюшском районе на границе Татарстана с Ульяновской областью было ликвидировано мини-производство копченой рыбы. Причем коптильня была хорошо замаскирована, а весь улов хранился в специально оборудованной землянке, где с зимы скапливался снег и образовывался своеобразный “холодильник”.


Говоря о браконьерстве, но уже имея в виду незаконную добычу животных, нельзя не сказать о весьма распространившемся в последнее время увлечении любителей пострелять – так называемой охоте из-под фар. Весь замысел такой “охоты” основан на психологии животного: когда в свет фар попадает заяц, он будет бежать от машины лишь в том направлении, куда светят фары. Идеальная мишень. Поэтому и носятся внедорожники в темное время суток по полям с дальним светом.


По словам Рамиля Фасахова, именно этот вид “охоты” наносит наибольший вред природе. Однако привлечь к уголовной ответственности таких браконьеров очень сложно, поскольку при отсутствии тушки животного в машине браконьер всегда может сказать, что поехал “просто пострелять”. Даже если убитого зайца он минуту назад выбросил из машины. В этом случае максимум, что грозит браконьеру, – штраф. Ведь за стрельбу в не отведенных для этого местах или за нарушение правил ношения оружия предусмотрено не уголовное, а административное наказание. Тем не менее в прошлом году в суд были переданы 24 уголовных дела, возбужденных по статье УК РФ “Незаконная охота”. По 2 уголовных дела рассматривались в Лаишевском, Муслюмовском, Чистопольском и Альметьевском районах. Однако больше всего нарушений – четыре – пришлось на Елабужский район. В этом году в республике в суд были переданы семь уголовных дел, возбужденных по той же статье. Зато за нарушение правил хранения и ношения оружия был наказан 101 человек, за нарушение сроков его регистрации – 133, кроме того, 57 единиц огнестрельного оружия пришлось изъять.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще