Наказывать ремнем… простите рублем,

В последнее время в среде водителей только и разговоров, что о введении новых, драконовских, по их мнению, штрафов за нарушение правил дорожного движения.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

information_items_1347367856

В последнее время в среде водителей только и разговоров, что о введении новых, драконовских, по их мнению, штрафов за нарушение правил дорожного движения. С одной стороны, действительно, штрафные санкции по некоторым пунктам правил увеличились в десять и более раз и многим водителям стали просто не по карману. А с другой, – не нарушай, вот и платить не придется.


Практика показывает – наказание рублем по-прежнему остается куда более действенной мерой по отношению к нарушителям, нежели всевозможные призывы к водителям и пешеходам быть взаимно вежливыми и соблюдать правила поведения на дороге. Ну, судите сами. Как только прошел слух о том, что штраф за непристегнутый ремень безопасности увеличен со ста до пятисот рублей, так сразу подавляющее большинство водителей вспомнило о наличии такого устройства в своем авто и даже начало им пользоваться. К сожалению, выяснив, что полутысячный штраф будет введен только с января будущего года, упомянутое большинство вновь “забыло” о существовании ремней.


Впрочем, некоторым утешением может служить тот факт, что мы, россияне, не одни такие – сколько бы ни приводили нам в пример дисциплинированность и законопослушность зарубежных водителей, правду деть некуда: и в Европе, и в Штатах штрафы за нарушение ПДД куда выше наших. Так что их порядок на дорогах стоит недешево.


Как возрастет цена водительской дисциплины у нас? Рассказать об этом мы попросили заместителя начальника УГИБДД МВД РТ Масхута Мифтахова.


– Изменения проводятся в три этапа, – пояснил он. – Первый начался 11 августа этого года, черед второго придет 1 января будущего года, а третий вступит в силу с 1 июля 2008 года. Первые два несут с собой изменение штрафных санкций за нарушение правил дорожного движения, третий больше касается технических нововведений.


С 1 июля будущего года будет считаться допустимой некоторая доза алкоголя в крови водителя – содержание этилового спирта не должно превышать 0,3 грамма на один литр крови или 0,15 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха. Вроде все правильно, приближаемся к цивилизованным нормам, но без специальной подготовки такие меры ввести невозможно. Представьте себе – если каждого водителя с подозрительным запахом, утверждающего, что он выпил всего-то бутылку пива, для уточнения дозы освидетельствовать в наркодиспансере, то у инспекторов и медиков ни на какие другие должностные обязанности просто времени не останется. Значит, необходимо всех инспекторов на дороге обеспечить специальными приборами – алкометрами, чтобы освидетельствование можно было проводить на месте, а в клинику ехать только в спорных случаях.


Кстати, за отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения предусматривается лишение прав на срок от полутора до двух лет, так что лучше не спорить.


Правда, наши люди весьма горазды обходить законы. Ну, допустим, задержал патруль ДПС пьяного водителя, повезли его на освидетельствование. И тут у него внезапно начинается “жестокий приступ боли в животе” или, того хуже, “сердечный припадок”. Понятно, инспектор обязан “скорую” вызвать. Он и вызывает. А мнимый больной сбегает либо по дороге в больницу, либо уже из приемного покоя. Через сутки-другие ни одна экспертиза не подтвердит, что беглец за руль пьяным сел. Выходит, сотрудник ГИБДД должен охранять “клиента” до установки диагноза?


Лишенные прав за пьянку тоже отличаются изобретательностью. Это ж надо придумать – поменять фамилию, “удачно выйти замуж”, чтобы заново сдать на права. Эту бы изобретательность – да на “мирные” цели…


С 11 августа вступили в силу правила расположения транспортных средств при движении – например, при наличии на дороге трех полос в одном направлении двигаться по левой крайней грузовик может только для поворота налево или разворота. Это правило было и раньше, но сейчас увеличен штраф за его нарушение – с пятидесяти до пятисот рублей. Выезд на трамвайные пути встречного направления теперь обойдется нарушителю в полторы тысячи рублей, езда по тротуарам – в две тысячи рублей. Выезд на полосу встречного движения при наличии сплошной разделительной полосы карается отныне только лишением прав на срок от четырех до шести месяцев, штрафом отделаться не удастся. На мой взгляд, это одно из самых актуальных новшеств, ведь более тридцати процентов погибших при ДТП дает именно “встречка”. И нынешний акцент, сделанный не на тотальное ужесточение правил, а в основном на те пункты, при нарушении которых происходят аварии с наиболее тяжелыми последствиями, я считаю очень правильным.


Разговор по телефону без применения специального устройства “свободные руки”, то есть, по сути, отвлечение внимания водителя от обстановки на дороге, – штраф триста рублей. А для того чтобы нарушитель не мог оспорить слова инспектора в суде, мы стараемся обеспечить видеокамерами каждый экипаж. Для суда фиксация нарушения на пленке – неоспоримое доказательство.


– Вот мы говорим – разговор по телефону “отвлекает” одну руку водителя. А если человек курит за рулем – не аналогичная ли ситуация получается?


– В некоторых странах, например, во Франции, уже и курить за рулем запретили. Думаю, мы тоже к этому со временем придем.


– А с выездом на полосу встречного движения проще было бы бороться не штрафами, а установкой на месте сплошных линий бордюров или ограждений, газонов…


– Согласен. Безопасность же пешеходов проще обеспечить строительством достаточного количества подземных и надземных переходов. Только в этом году в Казани предполагается начать строительство пяти таких сооружений. Но без повышения уровня правосознания водителей и пешеходов тоже не обойтись. А как лучше всего укреплять правосознание? Законными мерами. Например, в Китае за оставление места ДТП полагается пожизненное лишение прав. Понятно, что редко кто решится на такое. А у нас, к сожалению, в этой части законодательства есть основательный пробел. Вот, допустим, такая ситуация – стукнулись слегка две машины. Водители вышли, посмотрели – пустяки. Вроде договорились, мирно разъехались, а потом один из них в ГИБДД звонит и пишет заявление. По закону за такое оставление места ДТП пятнадцать суток административного ареста полагается. А если водитель сбил человека и удрал, то ничего ему не будет. Нет, если найдут, докажут, то срок по суду получит. Но это за преступление, а за оставление места ДТП – ни-ни.


И поверьте, у нас не самые драконовские штрафы. На Западе за езду с непристегнутым ремнем безопасности полагается штраф в 250 долларов, за разговор по телефону – 180. Вот и сравните с нашими. Но даже не это главное. Уверен, что основная масса водителей – вполне дисциплинированные участники дорожного движения. Так что не надо жалеть нарушителей, из-за которых на дорогах калечатся и гибнут люди.


+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще