– У вас это не тормозная жидкость разлилась? Посмотрите, мало ли что! – обратился к сидящему в “десятке” 45-летнему казанцу молодой парень. Мужчина, уже собравшийся было завести машину, действительно увидел под правым передним колесом лужицу масляной жидкости. Однако неполадок в тормозной системе мужчина так и не обнаружил. Как, к слову, сев в салон своего авто, не обнаружил и… оставленной на переднем сиденье борсетки.
В Советском РУВД, куда пострадавший обратился с заявлением, его подозрения подтвердили – мужчина стал жертвой профессиональных автоворов, в простонародье именуемых борсеточниками. Сумочку, в которой находились деньги, документы и мобильный телефон, вытащили из салона в то время, когда озадаченный “масляным пятном” автовладелец открыл капот, тем самым ограничив себе обзор.
Казалось, о ворах-борсеточниках, орудовавших целыми группировками в крупных городах страны лет пять назад, написано и показано столько, что уже и ребенок знаком со всеми их приемами и уловками, помогающими невнимательным автовладельцам расставаться со своим имуществом. Тем не менее, как показывает практика МВД по РТ, “клиентов” у таких воров до сих пор хватает.
На прошлой неделе УВД столицы закончило расследование уголовного дела, возбужденного в отношении участников преступной группы, занимавшейся кражами из автомобилей. Им предъявлено обвинение в совершении тридцати краж.
Как рассказали в УВД Казани, группа “работала” достаточно долго – около полутора лет. Преступники использовали всегда один и тот же излюбленный борсеточниками “сценарий”. Жертв поджидали около банков или крупных коммерческих учреждений. Логика тут проста – в такие места приезжают люди состоятельные, у которых при себе, кроме дорогих сотовых телефонов, бывают и солидные суммы наличными. Как только предполагаемая жертва скрывалась за дверями банка, борсеточники “минировали” машину – под правое заднее колесо закладывали плоскую плашку с торчащим гвоздем (из-за правого крыла не видно водительской двери). А иногда и просто прокалывали колесо шилом. Как правило, прокол водитель замечал через несколько минут, когда уже выезжал из центра города. Этого и ждали автоворы, неотрывно следовавшие за ним. Дальше в игру вступали все члены преступной группы. Пока “клиент” доставал запаску, ставил домкрат и проклинал тот день, когда “сел за баранку этого пылесоса”, появлялся “помощник” (естественно, из борсеточников), который советами отвлекал внимание водителя. Второй преступник по условному сигналу, “проходя мимо” по проезжей части, бесшумно открывал дверь со стороны водителя и забирал все ценное. Причем за несколько секунд он успевал проверить все тайники, куда обычно водители прячут ценности и документы, – под передними сиденьями, под ковриками, бардачки и солнцезащитные козырьки. После этого воры скрывались на своей машине.
Оптимальным для “работы” моментом борсеточники считают момент, когда водитель снимает спущенное колесо и ставит запаску – в это время он, как правило, не поднимает головы. Кстати, по этой же причине борсеточники не обращали внимания на женщин-автомобилистов. Автоледи на потрепанной “Оке” может оказаться и “пустой”, а автолюбительница на недешевой иномарке сама вряд ли станет менять колесо, скорее, позвонит друзьям или вызовет автослесарей.
Еще одна немаловажная деталь – “работают” борсеточники исключительно в светлое время суток, потому как вечером или ночью незаметно открыть дверь авто невозможно – в салоне загорается свет.
По словам сотрудников уголовного розыска УВД Казани, у борсеточников была отработанная сеть сбыта похищенного, в основном это ломбарды или знакомые перекупщики. Выгоду преступники пытались извлечь из всего, они даже продавали украденные документы их же владельцам за 1-2 тысячи рублей. Большую часть добытых денег тратили на наркотики.
Задержали воров в начале января этого года. Они на глазах у оперативников (наружное наблюдение за преступниками было установлено с утра) обчистили очередного автомобилиста и, заметив слежку, попытались скрыться. Однако сотрудники уголовного розыска знали предполагаемые маршруты отхода преступников, вскоре все четверо были обнаружены в квартире у одного из участников преступной группы.
Догадываясь, что операция по их задержанию уже началась, борсеточники принялись в спешке уничтожать улики. Похищенную сумочку они разрезали на мелкие куски и смыли их в унитаз. За этим занятием и были застигнуты. Тем не менее одному из преступников удалось скрыться – он спустился с третьего этажа на связанных простынях. На что надеялись трое оставшихся в квартире, спуская в канализацию борсетку, неизвестно: несколькими минутами позже при обыске у них были обнаружены еще с десяток сумочек и множество чужих документов. Таким образом, было раскрыто 28 краж.
В настоящее время трое обвиняемых находятся под стражей, четвертый участник преступной группы объявлен в федеральный розыск. Ущерб, нанесенный этой группой, оценивается в 800 тысяч рублей.
Как говорят сотрудники УВД, есть две категории “автопреступников”: те, кому интересен непосредственно автомобиль как транспортное средство, и те, кому интересны находящиеся в нем вещи. Соответственно, и методы у этих групп разные. Первым, например, нужно выманить водителя из машины таким образом, чтобы она осталась незакрытой и заведенной. Один из не самых оригинальных, но поражающих своей простотой и эффективностью способов выглядит так: к заднему колесу автомобиля прикрепляется толстая леска определенной длины с привязанной к ней консервной банкой. Когда автомобиль начинает движение, леска наматывается на колесо, банка “догоняет” авто и в определенный момент начинает бить по кузову. Как правило, водитель воспринимает этот стук как полный развал ходовой и, мгновенно остановившись, выбегает осмотреть “поломку”. Дверь открыта, ключ зажигания в замке. Преследовавшие “клиента” последние несколько минут преступники ждут именно этого момента.
Впрочем, по словам оперативников, некоторые угонщики не размениваются на подобные хитрости, а действуют более нагло. К примеру, к машине подходит подросток (причем решающим фактором является то, что водитель должен находиться в салоне один) и стучится в окно. Снисходительность большинства водителей в таком случае проявляется в невнятном “Че надо?” О том, что происходит в таких случаях дальше, вряд ли способны догадаться даже игроки клуба “Что? Где? Когда?”. Парень плюет в лицо водителю и со смехом убегает. Первое, что приходит в голову 99 процентам водителей, – это догнать и наказать наглеца! Причем ключи также остаются в замке. Машина угонщикам подана!
В отличие от них борсеточники действуют более изощренно. Кроме вышеописанных зафиксированных в Казани способов, оперативники называют еще один, но, в отличие от остальных, используемый в темное время суток. К стоящему на обочине в крайней правой полосе на светофоре или в пробке автомобилю сзади вплотную подъезжает вторая машина. Останавливается она так, что левая ее фара светит прямиком в левое боковое зеркало заднего вида. В это время со встречного направления к водительской двери подходит человек и, как правило, просит объяснить ему схему проезда. Направление здесь роли не играет. Пока водитель увлеченно начинает объяснять дорогу, очередной участник группы борсеточников бесшумно открывает заднюю правую дверь и вычищает салон. Увлеченный беседой и ослепленный светом фар водитель, естественно, ничего не замечает, даже загорающегося в салоне света…