Ситуация на дорогах Татарстана, как, впрочем, и на всех российских, становится все более тревожной. Непрерывное увеличение количества автотранспорта и никак не поспевающие за этим строительство и реконструкция дорог, несовершенство законодательства и методичное невыполнение даже существующих несовершенных правил приводят к ставшим уже привычными для городов пробкам и, что самое тревожное, к росту числа дорожно-транспортных происшествий.
Можно ли исправить сложившуюся ситуацию?
Ясно одно: кризис улично-дорожной сети, рост аварийности и дорожно-транспортного травматизма – это проблемы взаимосвязанные и комплексные, усилиями одних только надзорных органов, быстро и с малыми затратами не разрешимые…
В прошлый четверг начальник УГИБДД МВД РТ Рифкат Минниханов в течение полутора часов общался на эту тему с читателями “РТ”.
Первым на “прямую связь” с редакцией вышел Антон Сергеев из Казани. Автолюбитель с двадцатилетним стажем интересовался результатами реформирования службы ГИБДД.
– По федеральной программе безопасности дорожного движения и средства на решение этой проблемы поступать должны, и штат сотрудников увеличивается. Во всяком случае, инспекторов на дорогах стало больше, а аварийность как росла, так и растет…
– По этой программе Татарстан получил пять патрульных машин, сотню комплексов видеофиксации нарушений ПДД, две передвижные лаборатории контроля улично-дорожной сети, пять светофорных объектов, сотню знаков маршрутного ориентирования. Как вы считаете, этого достаточно для кардинального решения проблемы? – спрашивает собеседника Рифкат Минниханов. – Программой предусмотрено выделение из федерального бюджета и бюджетов субъектов в общей сложности 52,8 миллиарда рублей на период до 2012 года. Но, во-первых, если поделить эту вроде бы солидную сумму на всех, то каждому региону в отдельности достанется немного. А во-вторых, эта программа еще не работает. Дело в том, что первым ее этапом было предусмотрено изменение нормативных актов, на которые опирается в своей работе ГИБДД. В первую очередь Административного кодекса.
– Вы всерьез считаете, что повышением штрафов за нарушения ПДД можно изменить ситуацию на дорогах в лучшую сторону?
– Только повышением – нет, но это обязательный элемент программы. Законы должны быть жесткими, любой из нас становится если не законопослушным, то хотя бы законобоязненным, если, образно выражаясь, над его головой топор занесен. Более миллиона шестисот тысяч нарушений правил дорожного движения в прошлом году выявлено сотрудниками ГИБДД, в этом году будет больше – уже сейчас идет превышение цифры аналогичного периода на 14 процентов. Ну, сами посудите, это же не страшно: за непристегнутый ремень уплати пятьдесят рублей – и опять правила нарушай. А можешь и не торопиться платить, потому что судебные приставы по такой пустяшной сумме не разбегутся, у них дела поважнее есть. Через суд небольшие деньги тоже нескоро потребуют – подождут, пока сумма накопится.
Неотвратимости и адекватности наказания у нас нет, вот в чем проблема.
Самое интересное, что и наши граждане умеют правила дорожного движения соблюдать, только… не у себя дома. Однажды наблюдал любопытную ситуацию: только-только переехав границу, российский водитель тут же пристегнулся сам ремнем безопасности и спутнице велел пристегнуться. Почему? А все просто – “у них там” штрафы серьезные…
Если же говорить о более долгосрочных перспективах, то к административным усилиям необходимо приложить еще целый ряд мер, начиная от изменения системы подготовки детей – будущих пешеходов и водителей – в детсадах и школах до ремонта дорог. Аварийность – это проблема общая для всех россиян, начиная от Президента страны и заканчивая каждым конкретным автолюбителем. Только силами ГИБДД ее не решишь. Лишь в Татарстане ущерб от дорожно-транспортных происшествий исчисляется 13 миллиардами рублей в год. Так разве это не государственная проблема? Государственная. Только не “имиджевая”, как нынче принято говорить, на ней славу и авторитет в одночасье не заработаешь.
– Да уж… – соглашается Антон Сергеев. – Я вот еще что хотел спросить. Мы живем на улице Чистопольской, так говорят, будто дорогу эту сдали без разрешения на то ГИБДД. Выходит, она незаконная?
– И не она одна. Например, по сей день не соответствует нормативам столичный проспект Ямашева. Согласно проекту здесь должно быть семь подземных пешеходных переходов, а нет ни одного. И улицу Чистопольскую сдали действительно без согласования с ГИБДД, хотя движение по ней полным ходом идет.
– Тогда запретите движение по ней, блоками бетонными перекройте, наконец!
– Увы, не в моей компетенции такие кардинальные меры. Я могу наказать руководителя, привлечь к ответственности должностное лицо. Возможно, мы не полностью используем ресурс прокуратуры и суда. Вслед за предупреждениями и предписаниями должно следовать судебное решение.
Сегодня мы вынуждены руководствоваться устаревшими – аж от 1989 года – стандартами, предписывающими, например, нормы расположения объектов около дорог, проектирования и строительства в населенных пунктах. За что ни возьмись – здесь либо старые нормативы, либо их вообще нет. С этого и надо начинать.
Или такой пример. Рекламная конструкция, установка которой ни с кем не согласована, за ночь появляется около дороги. Кто-то на этом деньги зарабатывает. А кто-то из-за того, что рекламный щит закрывает обзор дороги или, допустим, знак дорожный, в аварию попадет. Демонтировать щит своими силами мы не имеем права, только – через суд. Да и то подобная возможность появилась в нашем распоряжении лишь в апреле текущего года после утверждения Президентом РФ поправок в указ от 15 июня 1998 года “О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения”. Но даже и после решения суда о демонтаже конструкцию ее “авторы” не торопятся убирать. Их логика проста – пусть привлекают к суду за неисполнение решения суда. По сравнению с барышами деньги на штраф пойдут смехотворные.
Поймите, я не расписываюсь в собственном бессилии и не ратую за то, чтобы ГИБДД расширили круг полномочий. Просто надо сделать так, чтобы каждая организация добросовестно исполняла свои обязанности, руководствуясь законами. Чтобы сначала согласовывала проект строительства, а потом строила. Чтобы решения суда выполнялись быстро и неукоснительно. Вот мы и вернулись к началу разговора о нашей слабой нормативной базе…
– В школе, где учится моя дочь, почти не занимаются обучением детей правилам поведения на дороге, – жалуется Ольга Самаева из Елабуги. – В этой четверти только один раз приходил инспектор, провел урок. Но этого же недостаточно…
– Согласен, этого мало. Продиктуйте номер школы и класс, мы разберемся. Но…
– Но обязательно нужно отдельное финансирование обучения детей правилам поведения на дороге, – говорит Рифкат Нургалеевич, положив редакционную трубку. – На самом деле обучением детей не Госавтоинспекция должна заниматься, по большому счету, не ее это дело. Наш инструктор отдела пропаганды педагогического вуза не оканчивал и полноценно с детьми работать не может. Мы вмешались в образовательный процесс от безысходности, потому что никто больше этим заниматься не считает нужным. А тут хоть элементарные какие-то знания инспектор детям даст. В России при обучении детей основам безопасности поведения на дорогах упор делается на строительстве автогородков, мы же основной акцент смещаем на оборудование кабинетов по изучению ПДД в школах и детских садах – учить нужно всех детей, а не тех, кому интересно в автогородках. Но и эту проблему полумерами не решить, всю систему образования менять надо. Какая цена школе, если она научит ребенка всем математическим премудростям, а он в одночасье под колесами на дороге погибнет?
А уж о системе подготовки автолюбителей и кадров для общественного автотранспорта и говорить излишне. Но приходится. На мой взгляд, состояние дел в этой области архиплохое. Мы начали наведение порядка с усиления контрольно-надзорной деятельности – с ужесточения приема экзаменов. Но ведь до сих пор нет четко прописанных требований к водителю пассажирского автобуса: три года стажа есть, категорию необходимую получил и – вперед, вози людей. Или, например, требования к инструктору по вождению: стаж водительский не менее трех лет и лицензия. Все. Но не каждый же получивший аттестат о среднем образовании готов учить премудростям физики или химии других.
Сейчас мы создаем в Татарстане специальные курсы для обучения инструкторов. До сих пор централизованной подготовки подобных специалистов в республике не было.
Нашу беседу прерывает очередной звонок. Казанец Шамиль Гумеров рассказывает:
– У меня на 807-м километре дача. Чтобы добраться до платформы электрички, садоводам нужно перейти автодорогу. До ремонта состояние дороги было никудышное, поэтому скорость движущихся по ней автомобилей не превышала 15-20 километров. Недавно ее отремонтировали, теперь машины мчатся тут “со свистом”. Может, “лежачие полицейские” там разместить, чтобы как-то ограничить скорость?
– Если это дорога местного значения, а не федерального, то порядок навести нам проще. Проанализируем ситуацию, ответ дадим. А вам рекомендую письмо мне написать, чтобы исключить неточности.
– Как раз его пишу, а на глаза вот анонс “прямой связи” попался в “Республике Татарстан”. Вот и звоню…
– А на письме сверху пометьте, что по телефону мы с вами уже общались…
(Во время подготовки “прямой связи” к публикации мы получили от ГИБДД более точный ответ на этот вопрос. Так, автодорога вдоль остановочной платформы “807-й км” является трассой местного значения, поэтому на ней не запрещается устанавливать средства принудительной остановки. Для решения вопроса нужно обратиться в исполнительный комитет Высокогорского муниципального района.)
Назвавшийся Ивановым житель села Акташ жалуется:
– Я учился в нашем ПТУ, и почему-то внутренний экзамен нас ГАИ обязывает сдавать в Альметьевской автошколе.
– Вообще-то ГИБДД не вмешивается во внутренний экзамен. Насколько я знаю, в Альметьевск приходится ездить тем, кто не сумел сдать внутренний экзамен на месте. При этом время и место сдачи экзамена назначает уполномоченная автошкола, а не ГИБДД.
– У нас вмешивается. Каждый день с одиннадцати часов в автошколе идет прием внутренних экзаменов в присутствии сотрудника ГИБДД, а ведь ездить туда-сюда затратно…
– Если это все-таки инициатива ГИБДД, то порядок наведем.
– У меня к вам еще один вопрос, – продолжает Иванов. – Мой брат учился в Альметьевске в нефтяном институте, можно ли ему окончить курсы в этом городе, если прописка лениногорская?
– Мы требуем, чтобы обучение проводилось по месту прописки. Почему? Приведу такой пример. После ужесточения правил приема экзаменов в Казани многие будущие курсанты обратили свои взоры в сторону ближайших отделений, где экзамен сдать попроще. Например, в одной зеленодольской автошколе из 26 курсантов 23 оказались жителями Казани. Но ваш случай особенный. Вам следует написать письмо в Управление ГИБДД республики с просьбой разрешить обучение в автошколе по месту основной учебы. Временная прописка по месту учебы и действующий студенческий билет – достаточные условия для разрешения вопроса.
Следующий звонок снова из Альметьевска. Ибрагим Х. рассказывает:
– Поступаю учиться в автошколу, прохожу медкомиссию для получения водительского удостоверения. И почему-то кроме справки из наркодиспансера о том, что я не состою там на учете, требуют пройти еще и тестирование на следы наркотических средств в крови. Естественно, за отдельную плату. Это правомерно?
– Нет. Справки из наркодиспансера, заверенной печатью и подписью главного врача, достаточно.
На проводе снова Альметьевск. Своей проблемой делится Владимир Р.:
– В районе автовокзала в Альметьевске я вынужден был поставить машину на десять минут под запрещающий остановку знак. Выхожу, вижу, как мою машину грузят на эвакуатор. И, несмотря на все мои протесты, увезли ее на штрафную стоянку. Могли с меня просто взять только штраф за парковку в неположенном месте и отдать автомобиль?
– Если бы вы согласились оплатить услуги эвакуатора на месте (погрузка-то уже проведена, значит, работа сделана), то автомобиль вам должны были отдать на месте вместе с квитанцией об оплате услуг и кассовым чеком. А уж штраф – это само собой, его в сберкассе так и так оплатить придется, после разбора инцидента в отделе ГИБДД.
– По эвакуаторам вообще жалоб много, – продолжает эту тему корреспондент “РТ”. – Например, стандартная ситуация – оставил машину на минутку на обочине, а через десять минут глянь – ее нет. Инфаркт получить недолго…
– Не бросайте авто в неположенном месте. Приехав в любую страну, вы же не бросите машину где попало – заберет служба эвакуации. А у нас, выходит, можно?
– А вообще от службы эвакуации автомобилей ГИБДД есть какая-то финансовая выгода?
– Никакой. Все деньги за штрафы перечисляются в республиканский бюджет. Нам выгодно сотрудничать с этой службой в том плане, что они эвакуируют по требованию ГИБДД неисправные автомобили или те, чьи владельцы не в состоянии управлять автомобилем самостоятельно. Раньше ведь инспектор садился за руль и отгонял авто на штрафстоянку, теперь, с введением страховых полисов, этого делать нельзя.
Еще один звонок. В трубке – мажорный мужской голос.
– Рифкат Нургалеевич? С наступающим вас днем рождения!
– Спасибо. Неужели только для этого позвонили? Вы представьтесь, пожалуйста…
– Ковригин Михаил Александрович…
Лицо Главного госинспектора расплывается в улыбке.
– Сокурсник мой, – поясняет он, прикрыв трубку рукой.
– Что у тебя? – это уже сокурснику.
– Недавно в аварию попал, “пазик” на мою машину наехал. С места ДТП скрылся. Правда, я и номер запомнил, и два свидетеля у меня есть. Вот уже два месяца прошло, а движения никакого, дознаватели твои не особенно торопятся. Говорят, передали дело в Новосавиновское ГИБДД. Пришел туда, а меня огорошили – нет у нас никакого дела. Потеряли, что ли? Моя машина третий месяц без ремонта стоит, страховку мне не выплачивают.
Беспокоить не хотел, думал, сам разберусь. А тут увидел анонс в газете и решил по официальным каналам действовать.
– Разберемся, ситуацию возьму под личный контроль. Нарушение здесь налицо, так что, Михаил Александрович, скоро ответ получишь.
Вопросов в тот день Рифкату Минниханову поступило много. Некоторые – абсолютно частные. Но в сумме все они дают ту самую реальную картину состояния дел – пока реформирование работы службы Госинспекции безопасности дорожного движения идет непросто. Одно хорошо – о проблеме безопасности на дорогах начали говорить в полный голос. Теперь важно, чтобы все это не осталось на уровне разговоров. Ведь одно реформирование Госинспекция уже пережила. Основным результатом тогда, по мнению многих, оказалось… переименование ГАИ в ГИБДД. Сегодня хотелось бы добиться реальных, более существенных результатов…