За неполных четыре месяца этого года на дорогах Татарстана зафиксировано 141 ДТП с участием детей. Это практически на 40 процентов больше по сравнению с началом прошлого года. В результате 5 детей погибли и 149 (!) получили травмы. Тем не менее доля автоаварий по вине самих малолетних пешеходов стабильно снижается. Вывод напрашивается сам – дети гибнут по вине взрослых.
Подтверждает это и статистика нынешнего года: все погибшие в ДТП дети являлись пассажирами. В середине января в Чистопольском районе водитель “девятки”, несмотря на то, что в салоне его автомобиля находился семилетний ребенок, превысил скорость и выехал на полосу встречного движения. В результате лобового столкновения девочка-первоклассница скончалась. В Набережных Челнах водитель “Рено” превысил скорость и столкнулся с впереди идущей “Окой”. Находившийся в малолитражке 10-летний мальчик получил травмы, от которых скончался в больнице спустя два дня. В марте два ребенка 6 и 8 лет погибли, находясь в салоне вазовской “семерки”. Происшествие зафиксировано в Альметьевском районе. Через неделю жертвой беспечности водителя “девятки” стала воспитанница детского сада в Сабинском районе.
Следует отметить, что во всех перечисленных случаях погибшие не были пристегнуты ремнями безопасности. Между тем международные исследования в области транспортной безопасности показывают, что использование таких ремней снижает вероятность гибели водителя и пассажира в ДТП: на переднем сиденье – наполовину, на заднем сиденье – на 25 процентов. Те же исследования выявили, что дети младше четырех лет в 10 раз больше подвергаются опасности погибнуть при автомобильной аварии, если они не пристегнуты. Кроме того, ребенок в возрасте до года, не зафиксированный в салоне автомобиля с помощью детского кресла, подвергается риску погибнуть при аварии даже при скорости 8 километров в час!
Специалисты рассчитали, что столкновение автомобиля с неподвижным препятствием на скорости 50 километров в час для находящихся в его салоне людей по травмоопасности равносильно падению с высоты 12 этажа. Однако тяжелее всего в авариях даже на такой сравнительно низкой скорости приходится детям. При столкновении вес находящегося в салоне ребенка “увеличивается” в 100 раз, например, с 20 килограммов до 2 тонн – такую нагрузку хрупкий детский организм вынести не в состоянии.
Вместе с тем, по самым скромным подсчетам, в странах с высокой автомобилизацией за последние 25 лет ремни безопасности спасли более 300 000 жизней. Наличие в салоне автомобиля детских удерживающих устройств снижает вероятность гибели грудного ребенка-пассажира на 70 процентов и на 50 процентов – детей в возрасте более двух лет.
Все эти цифры – весьма впечатляющие и далеко не бесполезные – приводились на прошедшей в среду в “Татмедиа” пресс-конференции с участием начальника Управления ГИБДД МВД по РТ Рифката Минниханова. Встреча с журналистами была посвящена началу первой Глобальной недели безопасности дорожного движения ООН в Татарстане. Как сообщил главный госавтоинспектор РТ, с 23 по 29 апреля в республике будут проводиться мероприятия, призванные не только повысить информированность населения о последствиях ДТП, но и реально снизить эти последствия. Прежде всего инспекторы ГИБДД будут уделять внимание использованию ремней безопасности и защитных шлемов. Кроме этого, с 20 апреля начнется декадник “Пешеход”, во время которого госавтоинспекторы будут привлекать к административной ответственности не только водителей, не уступивших на “зебре” дорогу пешеходам, но и самих пешеходов, пренебрегающих правилами дорожного движения.