“Двадцать минут страха – и вы дома”. Водители и кондукторы маршруток, прикрепляя листочки с такими надписями в салоне своих автобусов, едва ли подозревают, насколько точными иной раз бывают эти слова. Одиннадцать человек погибло за три месяца этого года в авариях, виновны в которых водители автобусов.
Чтобы, как говорится, на месте представить доказательства крайне высокой степени “нарушаемости” ПДД водителями маршруток, руководство Управления ГИБДД МВД по РТ в один из рейдов по выявлению именно таких нарушений пригласило и журналистов. Поначалу представители СМИ были настроены довольно скептически: что нового могут рассказать сотрудники Госавтоинспекции журналистам, ежедневно испытывающим все “прелести” частного извоза на себе? Однако, как оказалось на месте, рассказывать было что.
В прошедшем в четверг рейде участвовали 6 патрульных экипажей ГИБДД с местами дислокации в разных районах Казани. В Ново-Савиновском районе, на пересечении улиц Чуйкова и Адоратского, в выявлении нарушителей ПДД принимал участие и корреспондент “РТ”. По словам инспектора по техническому надзору ГИБДД УВД Казани Бориса Картошкина, самыми распространенными нарушениями среди водителей маршруток являются нарушения скоростного режима, проезда перекрестков, правил перевозки пассажиров. Например, чуть ли не в каждой “газели” можно встретить расположенные параллельно кузову сидения, тогда как по правилам они должны располагаться только перпендикулярно. В случае лобового столкновения автобуса с расположенными параллельно бортам кузова креслами риск получения тяжелых травм пассажирами возрастает в несколько раз.
Всего за двадцать минут дежурства на перекрестке сотрудники “нашего” экипажа составили 3 протокола об административных правонарушениях в отношении водителей маршрутов №№15, 160 и 142. Водитель первой маршрутки высадил пассажиров непосредственно на проезжей части, второй остановил автобус и, завидев экипаж ДПС, принялся высаживать стоящих пассажиров на перекрестке, еще в одной “газели” обнаружились четыре “лишних” пассажира. Через полчаса нарушения практически прекратились – система оповещения у частников работает отлично. Из-за того, что “пазики” и “газельки” перестали друг друга подрезать, а, напротив, принялись соблюдать очередность проезда на перекрестке и останавливаться в определенном ПДД месте, перекресток разгрузился сам собой. И все же нам в какой-то мере “не повезло”, ведь рейд проходил в два часа дня, а наибольшая аварийность и как причина тому – нарушение ПДД – фиксируются в час пик. “В такое время, – говорит Борис Картошкин, – можно останавливать практически каждый автобус. Причем нарушают они сразу несколько пунктов ПДД: перегруз, проезд на красный свет, высадка пассажиров на проезжей части, дополнительные кресла в салоне… Такую картину можно наблюдать каждый день”.
Тридцати минут дежурства с экипажем ДПС вполне хватило, чтобы оценить ситуацию в том числе и с профессиональной точки зрения. Однако по дороге в редакцию стало понятно, что частные извозчики давно уже привыкли к подобным рейдам и проверкам Госавтоинспекции. Убедил в этом водитель “газели”, который чуть ли не на весь салон закричал в телефонную трубку: “Майор Картошкин сегодня стоит на “Роддоме!..”