Представители Государственного Совета, Общественной палаты, отдела по реализации антикоррупционной политики Кабинета Министров РТ, Территориального управления Федеральной антимонопольной службы приняли в четверг участие в расширенном заседании коллегии Счетной палаты Татарстана.
На коллегии было отмечено, что по итогам прошлого года Счетной палатой РТ было выявлено финансовых нарушений более чем на 2,5 млрд.рублей, восстановлено и возмещено в бюджет 674,2 млн.рублей. Вместе с тем уменьшился объем зафиксированных палатой нарушений, связанных с нецелевым и неэффективным использованием бюджетных средств. В последнем случае – более чем в 4 раза.
По мнению главы контрольного ведомства Алексея Демидова, качество организации и совершенствования бюджетного процесса определяется уровнем финансовой дисциплины у бюджетополучателей, которая в целом улучшилась, но еще далека от идеальной. Результаты последних проверок Счетной палаты это только подтвердили.
Так, оставляет желать лучшего уровень законности при размещении государственного заказа. По поручению Президента республики, высказанному им в ежегодном Послании парламенту Татарстана, это направление Счетная палата держит под пристальным вниманием. В конце прошлого года она проверила целевое и эффективное использование бюджетных средств республики за 9 месяцев при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.
Положительно то, что число госконтрактов, заключенных на конкурсной основе, увеличивается. В республике создана система централизованного размещения госзаказа. По результатам исследования, проведенного Счетной палатой РФ совместно с Федеральной антимонопольной службой, отмечается, что в стране имеются лишь три региона с “гарантированной прозрачностью закупок” – Москва, Санкт-Петербург и Татарстан.
Аудитор Ильнур Мубараков отметил, что на официальном сайте Агентства по госзаказу представлена информация как о предстоящих открытых торгах, так и результатах проведенных. Любое предприятие вправе выдвинуть на конкурс свою кандидатуру. В результате в систему госзаказа стал активнее включаться малый бизнес: если в 2003 году его доля составляла 10 процентов, то по итогам девяти месяцев прошлого года – уже более 23 процентов.
Однако выявленные ревизорами Счетной палаты РТ недостатки и финансовые нарушения почти на 120 млн. рублей говорят о том, что система госзаказа имеет резервы оптимизации.
Проверка показала, что с нарушением срока зарегистрирован 81 госконтракт на сумму 28 млн. рублей. Кроме того, заключено 10 госконтрактов на сумму 2,9 млн.рублей на основании протоколов, датированных ранее проведения самих конкурсов.
В ряде случаев конкурсные комиссии превышали полномочия и устанавливали требования, не предусмотренные законом, необоснованно ограничивая доступ поставщиков к процедурам размещения заказов. В других суммы, вносимые участниками в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, оказывались меньше указанных в конкурсной документации. Например, с ООО “Абсолют”, перечислившего в качестве обеспечения заявки сумму в размере 0,1% от начальной цены контракта вместо 1%, указанного в конкурсной документации, заключен госконтракт. В то же время по причине несоответствия суммы обеспечения была отклонена заявка фирмы “СП-Трейд”.
При проведении конкурса на поставку медицинской мебели была отклонена заявка фирмы “Фреска” по причине несоответствия техническому заданию предложенного срока гарантийных обязательств при цене ниже цены победителя на 1 млн. рублей. В то же время в конкурсе на поставку бытовой техники при отсутствии гарантийных обязательств, предусмотренных техническим заданием, победителем признано ООО “Искандер”.
Путем размещения заказа у единственного поставщика заключено 1410 госконтрактов на сумму 7436 млн. рублей, при этом каждый второй из них – с естественными монополистами.
Госзаказчиками не соблюдаются сроки направления сведений для внесения их в Реестр государственных контрактов РТ. С таким нарушением заключено 520 контрактов на сумму 593 млн. рублей.
Одновременно с нарушением сроков регистрации в Реестр внесено 130 госконтрактов на сумму 123 млн. рублей, заключенных на основании протоколов, датированных ранее проведения самих конкурсов, что указывает на формальный подход к проведению конкурсных процедур. В свою очередь, зарегистрировано 127 контрактов на сумму 93 млн. рублей, сроки выполнения которых устанавливались заказчиками раньше даты заключения.
При сравнении стоимости лотов по одноименным видам продукции выявлено значительное расхождение стартовых цен за единицу товара, объявляемых бюджетными учреждениями. При размещении ими государственного заказа на канцелярские товары разница цен составляла до 250%, на изделия медицинского назначения – до 168%, на продукты питания – до 167%, на мягкий инвентарь – до 144%.
Три года назад Кабинет Министров РТ обязал Агентство по госзаказу формировать консолидированный заказ на весь объем потребляемой государственными заказчиками продукции, которая производится предприятиями инвалидов и УИН, и осуществлять закупки этой продукции, действуя в качестве агента. Но, как показала проверка Счетной палаты, фактически такая продукция реализуется госзаказчикам через коммерческие структуры, что приводит к увеличению ее стоимости. За 8 месяцев 2006 года с применением подобной схемы заключено 13 государственных контрактов на сумму 27 млн.рублей.
Материалы проверок реализации госучреждениям продукции предприятий инвалидов и УИН Татарстана через коммерческие структуры, а также факты заключения дополнительных соглашений и оплаты по законченным объектам строительства при отсутствии задолженности по бухгалтерскому учету направлены в Прокуратуру РТ.
В результате контрольных мероприятий в Министерстве образования и науки установлено нарушений на 53,7 млн. рублей, из которых почти 3 млн. использованы не по целевому назначению. Например, 1,2 млн. рублей, предусмотренных на проведение мероприятий, были выплачены в виде премий сотрудникам аппарата министерства. Автопарк министерства также частично содержался за счет средств подведомственных учреждений. Последним такая “шефская помощь” обошлась более чем в 1 млн. рублей.
Как отметил аудитор Сергей Колодников, выборочная проверка выполнения поставщиками условий заключенных государственных контрактов в 9 из 11 учреждений профессионально-технического образования выявила случаи приобретения продуктов питания по ценам выше, чем предусмотрено по условиям контракта. В результате завышения договорных цен по поставкам продуктов питания дополнительно затрачены бюджетные средства в сумме 2,9 млн. рублей.
В нарушение законодательства министерством производилось авансирование поставщиков и подрядчиков по заключенным договорам сверх установленного лимита на общую сумму 39,2 млн. рублей.
Кроме того, не были приняты меры по привлечению одного из поставщиков – УПЦ “Пионер” – к финансовой ответственности за нарушения сроков поставки товаров и услуг. Между тем пени за недопоставку товара составили 686 тыс. рублей.
По данным того же УПЦ “Пионер”, в чистопольскую гимназию №2 была отгружена школьная мебель на общую сумму 433 тыс. рублей. Однако гимназия ее так и не получила. Арскому отделу образования повезло больше: его “пионеры” нагрели лишь на 85 тыс. рублей. Теперь фактами недопоставки УПЦ “Пионер” мебели должна заняться прокуратура.
Проверка использования средств бюджета республики, выделенных на финансирование мероприятий по социальной защите населения, исполнению законов, иных нормативных правовых актов РТ, устанавливающих замену льгот отдельным категориям граждан денежными выплатами, не выявила серьезных финансовых нарушений. Тем не менее аудитор Дамир Шамгунов в своем выступлении отметил отсутствие необходимого контроля со стороны Министерства социальной защиты за деятельностью Республиканского центра материальной помощи (компенсационных выплат). В последнем ревизоры палаты не обнаружили отдельные бухгалтерские регистры (карточки счетов) аналитического учета, а главная книга существовала только в электронном виде.
Еще одно “слабое звено” – несоблюдение министерством и его территориальными отделами срока формирования заявки, порайонного реестра субсидий на оплату жилья, коммунальных услуг и ежемесячных денежных выплат, что приводит к несвоевременности оказания гражданам государственной социальной поддержки. Так, с августа 2005 года по август 2006 года задержка составляла от 5 до 16 дней.
За два последних года Счетная палата неоднократно проверяла работу Министерства социальной защиты. Но, по словам министра Клавдии Новиковой, она такому вниманию только рада, потому что сотрудники палаты наряду с ревизией провели и значительную экспертно-аналитическую работу.