Хамит Шарипов: Будьте бдительны – даже по суду деньги можно взыскать не всегда

В конце прошлого года в редакции “РТ” состоялась “прямая связь” главного судебного пристава Татарстана Хамита Габдулхаковича Шарипова с читателями нашей газеты.

Автор статьи: Игорь ПРОСТАТОВ

В конце прошлого года в редакции “РТ” состоялась “прямая связь” главного судебного пристава Татарстана Хамита Габдулхаковича Шарипова с читателями нашей газеты. Уж насколько активно обычно проходит такое общение с читателями, но это оказалось особенно оживленным. Телефон не смолкал ни на минуту, даже после того, как “прямая связь” была закончена, в редакции до вечера раздавались звонки с вопросами.


География обращений обширна – звонки поступали практически со всех уголков республики.


За пять минут до назначенного времени в редакции раздается первый звонок. Жительницу Казани Гульфию Галиуллину волнует вопрос, как она может получить причитающийся ей по суду капитал:


– Помогите мне, пожалуйста, вернуть мои деньги! Дело в том, что некоторое время назад я решила заняться частной предпринимательской деятельностью – торговлей на рынке. Администрация рынка “1000 мелочей” в Советском районе собрала с предпринимателей деньги за аренду и… исчезла вместе с деньгами. Рынок вскоре закрылся. Обманутыми, как и я, оказались триста человек. В общей сложности мошенники “заработали” на нас двадцать два миллиона рублей. Состоялся суд, претензии многих из нас были признаны обоснованными. Вот только получить деньги обратно мы не можем – нам объясняют, что на счетах ответчика ничего нет. Как нам поступить?


– Давайте поступим следующим образом, – отвечает Хамит Шарипов. – Мы ознакомимся с решением арбитражного суда, с постановлением о возбуждении исполнительного производства, и я вам лично дам ответ. К тому же мы проверим и действия судебного пристава по этому делу. Затем, возможно, появится необходимость провести розыскные мероприятия. Однако не все просто. Может получиться так, что будет вынесено решение о невозможности взыскания средств…


– Ситуация, к сожалению, довольно типичная, – говорит Хамит Габдулхакович после того, как на другом конце линии повесили трубку. – Когда во владении ответчика не оказывается ни денег, ни каких-то материальных ценностей, то законными методами невозможно заставить его выплачивать долг. Должник может жить в шикарной квартире, передвигаться на крутом авто, практически владеть крупной фирмой, а формально быть… нищим. Поясню. Когда начинается проверка его материального положения, то вдруг оказывается: квартира “принадлежит” жене, машина – теще, а фирма вообще оформлена на племянника. Сам же мошенник практически бомж и за душой у него – ни гроша. Под уголовную ответственность подобные действия зачастую не подпадают, а по решению арбитражного суда взыскать ничего нельзя. Есть в республике несколько таких профессиональных “кидал”.


– Это что же получается – никакой возможности получить свои кровные у обманутых нет? – интересуемся мы.


– Один из выходов таков: вместе с заявлением в суд на предполагаемого мошенника нужно подавать еще одно…


Наш разговор прерывает следующий звонок.


– Добрый день, могу я задать вопрос главному судебному приставу республики?


– Вы с ним уже говорите.


– Меня зовут Наталья Ланг, я из Казани. У меня такой вопрос. Мы купили компьютер, но он оказался некачественным. В документах было написано одно, продали вообще другое. Суд постановил взыскать с продавца определенную сумму. Но почему-то исполнительное производство было возбуждено только через два месяца. Потом вообще судебный пристав мне сказал, что по указанному адресу – то есть адресу ответчика – никакой фирмы нет, как нет и самого ответчика…


– Мы с вами поступим так: вы сообщите мне, пожалуйста, ваш адрес, и я лично проверю это дело и направлю вам ответ. А вообще, если, по вашему мнению, пристав непрофессионально сработал, вы можете обратиться к начальнику районного отделения. Есть еще ряд инстанций. Ну, а самая высшая в республике – это главный судебный пристав, с которым вы сейчас и разговариваете.


Хамит Габдулхакович кивает своей сотруднице, чтобы она записала координаты звонившей.


– Так вот о заявлении…


Следующий звонок вновь не дает договорить.


Вячеслава Анатольевича, преподавателя одного из казанских вузов, интересует, можно ли добиться увеличения размера ежемесячной выплаты ответчиком?


– Понимаете, суд обязал частного предпринимателя выплатить мне сто девятнадцать тысяч рублей. – поясняет он. – Деньги-то он выплачивает, но – по тысяче каждый месяц. Что же получается, мне собирать этот долг в течение девяти лет?


– Вы подавали заявление об аресте имущества ответчика?


– Да, заявление подавали, но нам отказали, пояснив, что сумма иска не соответствует стоимости имеющегося имущества – квартиры. А других каких-то ценностей у ответчика вроде как и нет…


– В принципе, судебный пристав поступил правильно, потому что иск на сто с лишним тысяч рублей, а квартира явно стоит больше. Но я вам обещаю, что сам лично проконтролирую ваш вопрос. Мы проверим еще раз финансовое состояние этого предпринимателя. И если получится так, что сумму выплаты можно будет повысить, она, конечно же, будет повышена, потому как тысяча в месяц, я согласен, – это маловато.


– Так вот о заявлении, – снова начинает Хамит Шарипов, возвращаясь к первому вопросу. – Я бы посоветовал истцам вкупе с исковым заявлением в арбитражный суд предпринимать еще и обеспечительные меры – подавать заявление на арест имущества ответчика. В этом случае, как показывает практика, шансы добиться успеха по исполнению решения суда возрастают до девяноста процентов. Ведь не секрет, что физическое лицо или владелец организации, являющийся в арбитражном деле ответчиком – пока заявление подадут, да пока процесс тянется, может успеть переоформить все свое имущество на других лиц и предстать перед судебным приставом в полном смысле “гол как сокол”. В этом случае согласно действующему законодательству должно выноситься решение о невозможности взыскания средств с ответчика.


На мой взгляд, наши граждане зачастую отличаются непростительной наивностью. А ведь простые обеспечительные меры могли бы спасти ситуацию. Понятно, что далеко не каждый татарстанец сведущ в юридических вопросах. Так что прежде чем подавать заявление в суд, стоит заранее проконсультироваться с грамотным адвокатом.


Еще один звонок.


– Это последний, хорошо? – почти извиняющимся голосом говорит Шарипов, глядя на часы. – Это не значит, что я на вопросы отвечать не хочу, просто у меня встреча на четыре назначена…


– Здравствуйте, я звоню в газету “Республика Татарстан” на прямую связь с главным судебным приставом Татарстана. Могу я задать свой вопрос?


– Конечно, я вас слушаю. Только представьтесь, пожалуйста, и оставьте свой адрес, чтобы потом я мог вам отправить ответ.


– Меня зовут Ирина. А фамилию можно не называть? Я сама должником являюсь… Скажите, а что будет, если я не буду выплачивать задолженность? Я спросить у вас хотела: есть какие-то возможности сделать так, чтобы я ее не выплатила и мне за это ничего не было?


Тут уж буквально онемели все – и главный пристав, и корреспонденты “РТ”, и уже было собравшие свои провода-камеры телевизионщики из телекомпании “Эфир”, которые тоже присутствовали на “прямой связи”.


– Интересная ситуация у нас получается, – смеется опомнившийся первым Шарипов. – Вы вообще-то осознаете, у кого просите совета, как обмануть государство?


– Но уж вы-то наверняка лучше всех знаете недочеты в законах…


– Недочеты есть в любом законе. Только цель-то у меня с вашей не совпадает, я на это место поставлен, чтобы не допускать невыполнения предписанного судом. А в чем проблема у вас?


– Я недавно брала в банке кредит на покупку телевизора, рассчитывала расплатиться вовремя. Но ситуация изменилась, и теперь у меня нет возможности его погасить. Понимаете, я мать двоих детей, живу без мужа, зарплата низкая – всего три тысячи рублей. Какие последствия меня ждут? Может быть, что-то можно сделать?


– Последствия вполне предсказуемы. Сначала опишут все ваше имущество. Причем не исключено, что в качестве понятых будут приглашены ваши соседи. Затем имущество будет оценено и продано с торгов. Если вырученных средств окажется недостаточно, представление будет направлено по месту вашей работы. Если в течение пяти дней решение суда добровольно не исполняется, сумма возрастает на семь процентов. Плюс оценка, продажа – а это тоже дополнительные расходы, и все за ваш счет. Могу сказать, что в конечном итоге вы заплатите на тридцать-сорок процентов больше той суммы, которую должны были покрыть. Ну и в дополнение к этому вы еще испортите и свою кредитную историю. Теперь вы, по крайней мере в Татарстане, вряд ли сможете получить кредит. Ирина, мой вам совет, подумайте, перезаймите и все-таки постарайтесь рассчитаться с кредитором.


– Я постараюсь…


Без малого два вместо заявленного часа пролетели, как одно мгновение. За это время было зафиксировано около тридцати звонков. Темы обращений разнообразием не блистали – в основном шел разговор о задержках, а то и невозможности взыскания положенных по суду средств. Правда, по словам Хамита Габдулхаковича, всего год назад к нему как к главе службы судебных приставов обращались чаще разведенные женщины – с вопросом о взимании алиментов. Нынче на первый план выходят факты пусть не доказанного судом, но явного мошенничества.


Чтобы не утомлять читателей, мы решили не опубликовывать подробно все вопросы и ответы, прозвучавшие во время “прямой связи”. Но все они скрупулезно записаны, зафиксированы и координаты обращавшихся. По заверению Хамита Шарипова на каждый вопрос будет дан обстоятельный ответ по почте. Вам не ответили? Обращайтесь в редакцию, у нас тоже все “ходы записаны”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще