“Извините, вы за вещами не посмотрите?..”

Вот и наступила самая желанная пора отпусков и отдыха.

Автор статьи: Игорь ПРОСТАТОВ

Вот и наступила самая желанная пора отпусков и отдыха. Уже совсем скоро наземный, водный и воздушный транспорт начнет развозить соотечественников по всевозможным родственникам, курортам, домам отдыха, да и просто по живописным местечкам. Только вот радость от “незабываемого лета” может быть испорчена еще задолго до прибытия на место. Ведь кражи и мошенничества – самые распространенные преступления на транспорте.


По словам начальника отдела уголовного розыска Казанского линейного управления внутренних дел на транспорте Алексея Лоцманова, более половины всех краж в электропоездах и на пригородных теплоходах совершаются из-за беспечности самих пассажиров. Всем знакома фраза: “Извините, вы за вещами не посмотрите? Я буквально на минутку”. Однако не все знают, что довольно часто по возвращении отлучившийся “на минутку” не обнаруживает ни вещей, ни того, кого просил за ними посмотреть. Неделю назад в казанское ЛУВД на транспорте обратился мужчина, сообщивший, что у него, когда он плыл на теплоходе из Казани в Нижний Услон, украли сумку. Мужчина вышел на палубу покурить, в салоне, как и обычно на этом рейсе, было много пассажиров. Но никто из них ничего не видел.


Воры и мошенники вполне способны "обслужить" невнимательных пассажиров еще на перронеЕсли на водном транспорте преступники действуют от случая к случаю и их профилем в основном являются кражи, то в электричках к этому прибавляются еще грабежи и мошенничества. Чаще всего злоумышленник во время остановки поезда выхватывает из рук потерпевшего сумку и выбегает в открытые двери. Мошенники, объектом внимания которых все чаще становятся сотовые телефоны, предпочитают действовать непосредственно перед остановками. Завладев обманным путем трубкой, они под предлогом “здесь почему-то сигнал не проходит” размещаются поближе к выходу. Затем, как только двери открываются, выбегают из вагона с добычей.


Поэтому, как советуют сотрудники транспортной милиции, пассажирам следует быть особенно внимательными на таких участках пути. Если ехать приходится продолжительное время, лучше пройти в середину вагона, а не стоять у выхода, являясь в этом случае потенциальной жертвой преступников. Также нужно постараться занять сидячее место ближе к окну – это обезопасит от кражи. Потому как объектом внимания грабителей чаще всего становится имущество пассажиров, расположившихся ближе к проходу.


По возможности постарайтесь сесть в первый, второй или третий вагоны поезда – туда, где есть связь с машинистом. Если вы все же не смогли уберечь телефон или сумочку от злоумышленников, сразу же следует сообщить о преступлении машинисту или проводнику поезда. Также следует помнить, что на каждой станции есть отделение транспортной милиции. Помня, что мошенники обычно начинают действовать с безобидного знакомства, будьте внимательны ко всем навязчивым “попутчикам”, пытающимся во что бы то ни стало с вами познакомиться.


Впрочем, нередки случаи, когда люди лишаются телефонов и кошельков еще на платформе. В неразберихе и давке, которые довольно часто возникают при посадке в электропоезд, преступнику легче всего разрезать сумку или вытащить интересующую его вещь из кармана. Пропажу человек замечает зачастую уже в пути.


Большинство преступлений, говорит начальник отдела уголовного розыска на железной дороге Максим Митин, происходит в “час пик”, с 15 до 18 часов. Есть и излюбленный преступниками рейс – электричка сообщением Казань – Вятские Поляны в 16.20. Здесь каждый год фиксируется больше всего преступлений. Не менее опасны в этом отношении и направления Казань – Зеленый Дол практически на всем протяжении, перегоны Ометьево – Новаторов, Компрессорный завод – 804-й километр. Причем на станции Компрессорный завод, как говорят в УГРО, кражи происходят как раз на платформе. Преступник не садится в поезд, а сопровождает жертву только до дверей, чтобы “срезать” сумку в последний момент.


Хотя это и звучит банально, замечает заместитель начальника следственного отдела при Казанском ЛУВД на транспорте Наталья Хапугина, но не стоит распивать спиртные напитки как на вокзалах, так и в поездах. Особенно в компании с незнакомыми. Сейчас таких случаев у нас нет, а вот несколько лет назад на Казанском вокзале орудовали “клофелинщики”. Под любым предлогом знакомились с ожидающими своего поезда людьми и “обмывали” встречу. В пиво незаметно подсыпали клофелин. Пострадавший, когда просыпался, не обнаруживал, естественно, ни вещей, ни денег, ни документов.


В поездах дальнего следования, как говорят сотрудники транспортной милиции, необходимо придерживаться тех же нехитрых правил, что и в электричках, – не оставлять свои вещи без присмотра. Хотя в таких поездах методы у преступников оригинальнее. В начале этого года в казанское ЛУВД на транспорте обратилась пассажирка одного из поездов. Она сообщила, что на подъезде к Казани молодой человек, ехавший с нею в одном купе, во время остановки вышел на платформу за сигаретами. Женщина, предусмотрительно оставшись в вагоне, дала ему сто рублей и попросила принести ей “что-нибудь пожевать”. Время стоянки кончалось, а парень так и не вернулся. Тогда женщина, сказав проводнице, что на станции может остаться пассажир, выбежала на перрон в надежде самостоятельно найти попутчика, а заодно и свои сто рублей. Ее попытка не увенчалась успехом. К тому же, вернувшись в свое купе, она обнаружила, что все ее вещи исчезли…


Как уверяют сотрудники уголовного розыска, все ценное – документы и деньги – в поезде необходимо держать при себе. Даже ночью. Известно немало случаев, когда преступники без особого труда открывали двери купе, перекусывали дверную цепочку и похищали все ценное, а пассажиры даже не просыпались. Воры, специализирующиеся на таких видах краж, обычно долго следят за будущей жертвой. Пытаться самостоятельно выявить их среди пассажиров – бесполезно, на это способен разве только опытный оперативник. Но следует помнить, что такие преступники подсаживаются на одной из остановок, переодеваются в домашние тапочки, трико, футболку и, улучив момент, совершают кражу. Сходят они во время коротких остановок или же срывают стоп-кран где-нибудь на безлюдном перегоне.


Задержать таких преступников, впрочем, как и отыскать похищенное, очень сложно – одни только свидетельские показания можно собирать по всей стране несколько лет. Поэтому лучше следовать приведенным выше несложным правилам – это убережет в пути от незапланированных проблем.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще