С появлением автомобилей человечество поделилось не только на тех, кто ездит, и тех, кто ходит. Как только авто уверенно заполонили дороги, стало ясно – без контроля за их движением не обойтись. Так появились автоинспекторы. Однако мало где сохранились свидетельства о первых шагах этой службы.
Татарстану, можно сказать, повезло. В музее истории ГАИ-ГИБДД МВД РТ хранятся очень интересные экспонаты: удостоверение первого в республике автомобилиста, текст первых правил дорожного движения по “Казани и окрестностям”, первые в истории ГИБДД определители скорости.
Музей был открыт в 1994 году, одним из первых в России. Тогда здесь был всего один выставочный зал. Но к 70-летию Госавтоинспекции, которое ГИБДД отметит 3 июля, музей пополнили экспонатами и расширили. Сейчас в трех залах подробно представлена вся история Госавтоинспекции в Татарстане.
Первым автомобилистом в республике, о котором есть документальные сведения, был Филипп Филиппович Рудольф – немец по происхождению, родившийся в Самарской губернии. Получив в начале прошлого века уникальную по тем временам профессию шофера-механика, он работал на крупных казанских купцов Борисоглебского и Логутова. В 1918 году, в первый же день после вступления в Казань Красной Армии, Филипп Рудольф был прикреплен для обслуживания командующего армией Азина. В последующие годы работал в Татдортрансе инспектором.
Дортранс, созданный в 1931 году, можно считать первой государственной автоинспекцией. Это был самостоятельный орган, призванный решать многие проблемы – от строительства дорог и гаражей до обучения водителей и расследования ДТП. Именно здесь Филипп Филиппович Рудольф был начальником автотранспортного отдела с зарплатой 425 рублей в месяц. Он, как свидетельствуют документы, инициировал установку первого в Казани светофора на перекрестке улиц Баумана и Пионерской (Чернышевского), а также определил первые для Татарстана правила дорожного движения. На небольшой, пожелтевшей за восемь десятилетий карточке за подписью Ф.Рудольфа значится: “При движении по открытой свободной и прямой дороге держаться середины дороги. При встрече с повозками и авто держаться правой стороны дороги. При встрече с автомобилями, поднимающими пыль в сухое время года, обязательно замедлять ход. При повороте скорость авто должна быть уменьшена до скорости пешехода. Держать дистанцию – на протяжении одной сажени”. Имеется в музее и фотоснимок одного из первых разбитых в результате ДТП казанских автомобилей – знаменитой “полуторки”, даже госномер можно разобрать – 12-45 ТАТАРИЯ.
Татдортранс, осуществлявший подготовку водителей в республике, придавал этому делу огромное значение. Каждый гражданский шофер, как явствует из документов, кроме стандартных водительских знаний, должен был обрести навыки движения в колонне, знать флажковую сигнализацию, уметь управлять автомобилем ночью с затемненными или потушенными фарами, уметь маскировать свое транспортное средство.
Наиболее ценным из экспонатов того периода работники музея считают портрет Филиппа Рудольфа, сделанный неизвестным художником в лагере. Дело в том, что в 1937 году Филипп Рудольф был осужден на 5 лет по нередкому в то время обвинению в шпионаже.
Из хранящейся здесь же книги учета автопроисшествий (ее вели в Госавтоинспекции Буинска) узнаем, что и в тридцатые годы головной болью автоинспекторов были лихачи. Однако первые скоростемеры пришли на помощь инспекторам лишь в 60-х годах прошлого века. Одно из таких интересных устройств представлено и в республиканском музее истории ГИБДД. Оно не имеет ничего общего с современным радаром. Внешне скоростемер схож с обычным секундомером, различие лишь в том, что вместо “минут” он проградуирован “километрами в час”.
А действовал он так же просто, как и секундомер. Автоинспектор выбирал статичный объект на обочине дороги (например, столб или дерево), отмерял от него 50 или 100 метров и становился на некотором отдалении от этой отметки. Как только автомобиль проезжал мимо этого объекта, скоростемер включался, а когда авто преодолевало означенное расстояние, стрелка останавливалась. С замершей на определенной цифре стрелкой инспектор и подходил к нарушителю, чтобы составить протокол. Кстати, водители в то время были куда более дисциплинированными и с подобным аргументом никогда не спорили.
Затем на вооружении ГАИ появилась так называемая фара – первый измеритель скорости, принцип работы которого основан на радиоволновом излучении. Но и он был далек от совершенства – показывал скорость автомобиля, лишь когда тот находился в движении. Как только авто останавливалось – стрелка падала… Со временем эти приборы модернизировались и совершенствовались. В музее представлен весь ряд устройств для измерения скорости.
Один из залов музея истории ГИБДД МВД РТ посвящен современности. В нем выставлено множество спортивных кубков, наград, знаков отличия, элементов обмундирования. Среди них находится и пробитый автоматной пулей нагрудный жетон автоинспектора Сергея Демина, погибшего на посту при исполнении служебных обязанностей. А самым ценным экспонатом этого зала здесь считают водительское удостоверение Минтимера Шаймиева.