В Татарстане разоблачена преступная группа, жертвами которой оказались десятки жителей Казани, Зеленодольского района, а также Марий Эл. Принцип работы организованного ею бизнес-клуба, известного в разное время под вывесками “Олимпик”, “Мегаполис” и “Мой мир”, представлял собой классическую схему финансовой пирамиды, столь популярную в криминальном мире десяток лет назад. При этом татарстанские мавроди не стеснялись активно использовать для одурачивания людей методы воздействия на их психику.
Соблазнительный обман
В ходе судебного расследования обманутые вкладчики сообщали, что обычно узнавали о существовании элитного бизнес-клуба от посторонних. “Случайный” встречный, как правило, взахлеб рассказывал о некой успешной фирме, где он якобы зарабатывает большие деньги. Собеседник расхваливал этот бизнес на все лады, рисуя перспективу стремительного обогащения любого желающего.
Когда клиент проявлял-таки интерес к предмету разговора, ему как бы между делом следовало приглашение на семинар клуба, который проводится по выходным дням. При этом приглашающий предупреждал, что попасть в узкий круг избранных не так-то просто. За вступление в элитный клуб преуспевающих надо внести залог. Но это, уверял он, сущая мелочь по сравнению с будущими дивидендами.
Атмосфера в зале, где проходила встреча, вызывала самое приятное впечатление: на входе – охрана, зал солидно обставлен, звучит мягкая музыка, предлагаются яркие буклеты. Работники службы безопасности, правда, почему-то проверяли входящих прежде всего на предмет наличия у них записывающих устройств, запрещая проносить их в зал, рассаживали членов одной семьи так, что они оказывались среди других, совершенно незнакомых людей. Но эти неудобства казались лишь случайной прелюдией к какой-то увлекательной игре.
Лекция начиналась с разъяснения, какие заработки новичок может иметь в бизнес-клубе – по 100-250 тысяч рублей в месяц. Для этого здесь созданы все условия – покровительство людей с “самого верха” и из правоохранительных органов, налоговые льготы и безграничные возможности самореализации. Выступающий рисовал заманчивые перспективы получения сверхприбылей для каждого из присутствующих с помощью наглядных пособий – графиков, иллюстраций, слайдов. Соседи слушателей-новичков при этом сопровождали речь “лектора” одобрительными возгласами, в зале то и дело раздавались аплодисменты.
Как вспоминали впоследствии “вкладчики”, атмосфера, в которую они погружались, чем-то напоминала медитирование. Собравшиеся словно участвовали в каком-то непонятном ритуале под звуки умиротворяющей музыки. Новички, многие из которых были даже незнакомы друг с другом, вдруг ощущали себя единой семьей. Обстановка казалась сказочной, будущее – чуть ли не счастливым. В сознании, взбудораженном мечтами, зрело желание поскорее вступить в клуб этих замечательных людей…
Необходимый для этого взнос в 21 тысячу 300 рублей казался незначительным. Определиться с членством в клубе необходимо было немедленно. Если не подписать заявление и необходимые бумаги сегодня, завтра будет уже поздно. Сидящий рядом с новичком сосед участливо предлагал проводить его до дома, где можно было сразу отдать взнос за вступление в клуб – частично или полностью…
Новые “олимпийцы”
Так называемое общество взаимной поддержки “Олимпик” начало свою деятельность в Казани около пяти лет назад. На таких вот собраниях бизнес-клуба и вымогались деньги с доверчивых клиентов. Для их проведения, как правило, арендовались залы домов культуры – трех в Казани и одного в Зеленодольске. Организаторы семинаров уверяли, что отданные суммы скоро приумножатся и вернутся новому члену клуба.
Специалисты называют описанные выше приемы воздействия на психику нейролингвистическим программированием. После многочасовой психической атаки клиенты полностью попадали под влияние представителей общества “Олимпик” и слушались их буквально по мановению руки.
Когда человек приходил в себя и требовал вернуть деньги, ему вежливо говорили: “Приведи в клуб новых членов, за первых двух получишь по четыре тысячи рублей, за остальных – по десять”. Но, как правило, новые члены клуба никого привести не могли или не хотели. Таким образом, деньги оседали в карманах организаторов “пирамиды”.
В сентябре прошлого года ее противоправной деятельностью заинтересовалась милиция, куда стали обращаться обманутые вкладчики. За дело взялось Главное следственное управление МВД РТ. Обвинение было предъявлено тринадцати жителям столицы Татарстана – организаторам “пирамиды”. По приговору Вахитовского суда Казани десять из них уже получили от четырех до девяти лет лишения свободы. На днях Верховный суд Татарстана, в который осужденные подали кассационную жалобу, подтвердил виновность основателей бизнес-клуба, хотя и смягчил меру наказания одному из них.
Клиент не первого сорта
Организационно казанская “пирамида” состояла из “менеджеров” (или “лекторов”), которые осуществляли общий контроль за деятельностью общества, “консультантов”, занимавшихся вербовкой клиентов, а также постоянно сменяемого штата охранников. Внутри клуба существовали так называемые “структуры”, представляющие собой часть его членов численностью от пятидесяти и более человек. Общее количество вкладчиков “пирамиды”, по оценкам прокуратуры, может колебаться от трехсот до пятисот человек.
Во главе отдельных “структур” находились “консультанты”. Их обязанности были строжайше регламентированы, свои тексты бесед с гостями они заучивали наизусть и даже регулярно держали перед руководством экзамены на предмет их запоминания. После лекций они отвечали за индивидуальные собеседования с гостями, за получение от них взносов, в случае необходимости – с выездом к клиентам на дом, а также за другую “тесную” работу с клиентами.
Общий механизм обмана предусматривал проведение многочасовых “рабочих” и “обучающих” семинаров. На новичков – так называемую группу клиентов первой степени – были рассчитаны “рабочие”. “Обучающие” же собрания предназначались для “групп поддержки”, фактически – преуспевших членов общества “Олимпик”-“Мегаполис”.
Основным элементом мошенничества были “рабочие” семинары, выдаваемые за собрания по распространению знаний в области многоуровневого сетевого маркетинга. Дабы навязать клиентам идею о добровольности передачи денег, мошенники умышленно искажали существующие в действительности факты, сознательно дезинформировали партнеров об истинной деятельности клуба, утверждали, что общество зарегистрировано в государственных органах, является благотворительной организацией, поэтому не платит налоги.
На коротком поводке
На семинарах активно использовался метод подставной группы, когда в перерывах между лекциями ко вновь приглашенным подходили незнакомые люди и хвалили клуб, обещая новичкам всяческую помощь и поддержку.
“Лекторы” в своих выступлениях использовали пропагандистские фильмы и наглядные схемы, согласно которым каждый вступивший в клуб сможет за короткий период получить высокий доход.
Как свидетельствуют материалы уголовного дела, участники группы затягивали семинары по времени, до слушателей доводилась разноплановая информация с оказанием психологического воздействия. Так, использовались эффекты эриксоновского гипноза, аутотренингов с жесткой мотивацией на передачу денежных средств, а также приемы сужения сознания, подмены понятий, включения музыки на определенных частотах. Все это вызывало у жертв состояние стресса. На некоторое время человек с непривычки терял способность трезво оценить обстановку.
Затем новичков убеждали подписать якобы разработанные адвокатами и советниками клуба документы – “конфиденциальное соглашение”, “заявление о вступлении” и другие, устанавливающие видимость возникновения гражданских обязательств правового и трудового характера. Были в этой кипе бумаг и бланки расписок о передаче денег, заранее отпечатанных типографским способом и содержавших словесный пассаж о том, что в случае форс-мажорных обстоятельств общество не несет ответственности по претензиям партнеров. Вникать в эти обстоятельства в спешке самим вкладчикам, конечно же, не приходило в голову.
Если клиент не мог сразу собрать необходимую сумму, выплата переносилась на несколько дней. “Консультант” умело манипулировал поведением новичка, намекая, что для него клуб делает великодушное исключение. В некоторых случаях срок уплаты многократно переносился, так что клиент оказывался на коротком поводке, в унизительной зависимости. При этом должник допускался к работе – вербовке других жертв (которая и позволяла решить его личные финансовые трудности) только после выплаты всей суммы взноса.
Публичное стимулирование
На “обучающих” семинарах, которые проходили по понедельникам, подводились итоги собраний “рабочих”. Целью подобных собраний было убедить партнеров “второй степени”, а фактически – сообщников, в правильности выбранной тактики и закрепить у них установку на вербовку новых жертв. Обязательным атрибутом такого рода семинаров была публичная раздача “зарплаты” партнерам, пригласившим накануне новых членов бизнес-клуба. Данная церемония не была лишена элементов торжественности и сопровождалась характерными инсценировками – громкими заявлениями, наигранными чествованиями, бурными аплодисментами.
При этом администрация бизнес-клуба усиленно скрывала, как на самом деле происходил раздел поступающих средств. В ходе судебного расследования выяснилось, что из общей суммы взноса каждого новичка 1800 рублей получал “консультант”, десять тысяч рублей направлялись на “зарплату” партнерам из “группы поддержки”, а остальное присваивалось “менеджерами”.
Финита ля комедиа
Четко планировались в бизнес-клубе, к примеру, так называемые “структурные” и увеселительные дни, имевшие место соответственно по средам и пятницам. В обоих случаях речь идет о практике более углубленного общения с избранными клиентами “второй степени”, детального инструктажа клиентов, проявивших преданность и склонность к обучению, методической проработке некоторых элементов будущих семинаров, выдачи литературы. Все эти задачи в полной мере вознаграждались на корпоративных банкетах.
Эти вознаграждения, по всей видимости, вполне покрывали издержки “неблагодарного” труда. О том, какие нагрузки “консультантам” приходилось испытывать, свидетельствует тот факт, что работать с “активом” им и некоторым партнерам “второй степени” приходилось круглые сутки.
“Консультант” обязан был быть на связи даже в ночное время – он должен был быть готов дать консультацию в затруднительных или нештатных ситуациях, объявить сбор, распространить срочное уведомление клиентам, решить проблемы, возникающие у “партнера” при приглашении конкретного человека.
Помимо того, в четверг-пятницу “консультанты” накапливали сведения о количестве лиц, которых удалось завербовать на предстоящий “рабочий” семинар, собирали деньги за пригласительные билеты, на аренду помещений и покупку продуктов для фуршетов, оплату труда обслуживающего персонала, в том числе охраны.
Чтобы избежать ответственности и придать своей деятельности видимость законной, руководители клуба постоянно меняли его названия и регистрацию в государственных и налоговых органах. Но принципы, основанные на обмане клиентов, оставались каждый раз неизменными. И рано или поздно этому должен был наступить конец.
Только вот нет уверенности, что эта гидра снова где-то не поднимет голову…
МЕЖДУ ПРОЧИМ. По данным МВД России, за последние пять лет в Приволжском федеральном округе было возбуждено более тридцати уголовных дел о финансовых пирамидах.