Сразу хотелось бы оговорить, что данные заметки не претендуют на серьезное исследование ситуации на “серых” рынках, а являются следствием самого обычного похода по городским магазинам в поисках вполне конкретного товара – компакт-диска.
Раньше при покупке какой-либо авторской продукции – будь то аудио-, видеозапись или компьютерная программа, я не обращал никакого внимания на наличие у продавца лицензии и на качество носителей информации. Но недавно мне понадобилась мало того что лицензионная, но к тому же довольно редкая, а точнее сказать, не пользующаяся широким спросом программа.
Однако на вопросы о наличии лицензии во взгляде продавцов можно было прочесть примерно следующее: “Самый умный что ли? Дают – бери, не задерживай очередь…” А некоторые клятвенно уверяли в том, что “вся продукция у нас лицензионная”, в том числе и музыкальные диски по 70 рублей за альбом. Так как настоящая “лицензионка” столько стоить просто никак не может (ее средняя цена 400-700 рублей), поиски продолжались. Диск с этой программой (вернее, с ее копией) после нескольких часов походов по магазинам мне найти все же удалось. Но после столь длительных поисков я задался вопросом: а есть ли в городе вообще лицензионная продукция?
После недели сбора информации удалось выяснить, что таковая имеется, но в очень небольших количествах. Да и зачем продавать лицензионные диски в городе, который, по оценкам самих “пиратов”, занимает второе после Москвы место в России по количеству произведенной контрафактной продукции?
Алексей (фамилию по понятным причинам не называет), уже несколько лет работающий в сфере незаконного тиражирования аудио- и видеопродукции, рассказал, что рынок Казани на 98 процентов состоит из пиратских копий. Причем из других регионов, кроме Москвы, диски не завозятся. С нескрываемой гордостью Алексей поведал, что, наоборот, казанские изделия рассылаются по всей России и даже в Белоруссию и пользуются хорошим спросом ввиду довольно высокого качества.
По словам “пирата”, в Казани действуют четыре крупные звукозаписывающие фирмы, которые имеют вполне законные контракты с татарстанскими музыкантами и исполнителями на запись альбомов, чем они прилежно и занимаются. А в свободное от основной работы время штампуют пиратские диски. Причем львиную долю прибыли приносит как раз второй вид деятельности. Соотношение дохода от контрактов с певцами и прибыли от пиратской деятельности в процентном исчислении выглядит примерно как тридцать к семидесяти.
Кроме того, в городе существует множество мелких подпольных фирм. Причем в ряде случаев они являются подпольными в прямом смысле этого слова, потому как оборудование устанавливается в подвалах или в подсобных помещениях предприятий и организаций. Зачастую ни сотрудники, ни руководители таких организаций ничего не знают о развернувшейся у них под боком деятельности. Такое производство ничем особым не отличается – запись делается путем самой обычной “нарезки”. Затем диск упаковывается в корпус, снабжается полиграфией и реализуется. Такую продукцию можно часто встретить на рынках – из-за низкого качества как самой записи, так и полиграфического оформления спросом она пользуется низким, к тому же мелким производителям трудно пробиться на уже давно сформировавшийся рынок интеллектуальной собственности. Эту нишу почти полностью занимают упомянутые выше крупные полулегальные производители.
Такие пиратские фирмы, по словам Алексея, представляют собой целую отрасль со штатом проверенных сотрудников, налаженными каналами сбыта готовой продукции, собственной службой безопасности и “своими людьми” в правоохранительных органах. У этих фирм проблем с УБЭПом возникает не в пример меньше, чем у мелких производителей. Ведь они работают наполовину легально. К тому же о готовящихся рейдах “пираты”, как правило, знают заранее: их предупреждают по телефону. Забрав всю ценную информацию, содержащую сведения о заказчиках, распространителях и производителях контрафактной продукции, они покидают помещение еще до приезда ОМОНа. В лучшем случае милиционеры застают на “месте преступления” лишь охранника. Организаторам производства контрафактной продукции намного проще “прокормить” своего информатора в надзорных органах, чем платить штрафы и восстанавливать все производство заново. К тому же рейды по выявлению “пиратов” проводятся, как правило, в офисах компаний, и изымается лишь малая часть продукции, которая находилась в производстве. А на загородных складах, по некоторым оценкам, диски хранятся тоннами.
В основе производства контрафактных дисков крупными фирмами лежит все тот же принцип “нарезки”. Берется несколько лицензионных экземпляров и производится их тиражирование на обычных компьютерах, в которых установлено по 6-8 пишущих дисководов. Число самих “компов” может достигать нескольких десятков. В одной из казанских пиратских фирм, по словам Алексея, запись производится на тридцати машинах. Средняя скорость копирования одного диска составляет около двух минут. Несложно посчитать объемы производства “пиратов”, если учесть, что компьютеры работают практически круглые сутки. Полиграфическое оформление заказывается либо в типографиях, либо производится собственноручно. Как легко догадаться, в первом случае со стороны работников типографии вопросов, для чего нужна тысяча обложек к одному диску, не возникает.
Себестоимость производства одного диска составляет около 16 рублей, а на реализацию он отпускается по цене около 47 рублей. Даже не обремененному экономическими познаниями человеку понятно, что “пиратам” есть за что бороться. Конечная цена зависит от розничных распространителей. На практике она колеблется от 80 до 140 рублей.
Сегодняшнюю ситуацию в сфере производства и реализации контрафактных дисков можно охарактеризовать следующим образом: есть продавцы, которые удовлетворяют потребительский спрос, предлагая не очень качественный, но и недорогой товар (откуда он берется – вопрос не столь важный), удовлетворен покупательский спрос.Таким образом, довольны все, кроме самих авторов, владельцев интеллектуальной собственности. Но для их утешения периодически проводятся различные акции с очередными показательными рейдами, выступлениями артистов и массовым уничтожением пиратских копий.
В последнее время все чаще стали говорить о кажущемся парадоксальным введении лицензирования пиратской деятельности. Некоторые считают, что такой порядок определит для всех участников этой отрасли – как легальных, так и нелегальных – одинаковые условия игры, и конкуренция начнется по главному критерию – качеству. Другие же думают, что с пиратством бороться бесполезно, а если его узаконить, то цены на эту продукцию подпрыгнут в пять-десять раз.
С одной стороны, пиратство – деятельность незаконная, налогов и отчислений с нее не платится, как и с зарплат работников, в ней занятых, а с другой – смогут ли люди при нынешнем уровне их доходов выкладывать за диск той же Сердючки или Майкла Джексона по 600 рублей? Почему в Европе и Америке пиратская продукция спросом не пользуется, а, скажем, в Китае, России или в Украине заполонила все рынки? Думаю, проблема эта имеет не столько морально-нравственную подоплеку, о которой часто говорится в антипиратских выступлениях “звезд” и комментариях специалистов, сколько экономическую. Лишь тогда, когда кошелек будет позволять россиянину брать без большого для него урона лицензионный товар, он начнет отдавать предпочтение именно ему. И только тогда проблема с пиратскими копиями отпадет сама собой, без каких-либо административных усилий, опора на которые, как показывает практика, абсолютно неэффективна.