Недавно в Вахитовском суде Казани рассматривалось любопытное дело о неуплате транспортного налога на 2004 год жителем Казани, возбужденное по заявлению районной налоговой инспекции.
Вроде бы повод для судебного разбирательства обычный, например, мировые судьи Советского райсуда столицы Татарстана с начала нынешнего года рассмотрели более пяти тысяч подобных дел. В нашем случае ответчик на суд не явился, так что решение было вынесено заочно: гражданин Н. обязан уплатить налог с накопившейся к тому времени суммой пени. Судебное решение было переправлено, как полагается, в службу судебных приставов. Здесь документы просмотрели и удивились: надо же, какие у нас автовладельцы есть – по документам злостному неплательщику исполнилось уже 105 лет. Но перед налоговым законодательством все равны – придется долгожителю раскошелиться. Развязка несколько курьезной ситуации оказалась грустной: вот уже без малого тридцать лет как Н. отошел в мир иной, и взять с него налог не представляется возможным. Хорошо хоть судебный пристав, которому было поручено разобраться с неплательщиком, не отправился сразу по месту его прописки, а предварительно позвонил в загс и уточнил: жив ли такой автовладелец? Судью и районную налоговую инспекцию возраст налогоплательщика почему-то не заинтриговал…
А вот у жительницы Казани С. из-за принесенной почтальоном повестки в суд стало плохо с сердцем. “На конверте значилось имя моего младшего внука, который был в это время в школе, – говорит она. – Я не сразу сообразила, что в суд вызывают не внука, а моего мужа (они полные тезки), который вот уже четырнадцать лет как умер”. “Транспортное средство”, о котором шла речь в исковом заявлении, – это старый лодочный мотор, который когда-то хранился у стариков на даче и уже давно украден. Кстати, после первого же извещения и приглашения в суд С. сообщила в налоговые органы об этом, представила справку о смерти супруга, но… повестки приходят к ней с завидной регулярностью и по сей день.
А рекордсменом по числу повесток стал мой сосед. Ему пришло их сразу три: на проданную два года назад “девятку”, уж совершенно незнакомую ему “шестерку” и на имеющийся у него автомобиль, налог за который был к тому времени уплачен. Кстати, случаи, аналогичные последнему, вообще очень часты. Кто-то из “неплательщиков” безропотно идет платить налог повторно или за уже несуществующее авто, кто-то решает оспаривать свои права в суде. И, конечно, выигрывает дело. По словам известного в Татарстане адвоката Павла Бондарчука, только за последний месяц ему довелось участвовать в десятке подобных судебных разбирательств, и далеко не всегда налоговый орган был прав в своих претензиях.
– Но игнорировать повестку не стоит, – говорит он. – С судом не шутят, лучше сделать все по правилам. Правда, такой автовладелец может направить в суд встречный иск с требованием возмещения ущерба за потерянное время и потрепанные нервы, но пока таких случаев в моей практике не было…
Так как же в базу данных налоговой инспекции попадают “мертвые”, а то и вовсе виртуальные души? Как нам пояснили в пресс-службе Управления федеральной налоговой службы по РТ, вся путаница происходит из-за нестыковки баз данных, которые предоставляют сюда из ГИБДД и других организаций.
– “Автомобильная” база обновляется раз в год, – говорит начальник пресс-службы Наталья Мельникова. – Но накладки действительно бывают: база, к сожалению, довольно “грязная”. Если вам приходит уведомление о налоге за уже не ваш автомобиль, то приходите в налоговый орган по месту жительства с соответствующими документами, разберемся. А если вы уже уплатили налог за собственный автомобиль дважды, то можно или вернуть эти деньги (в течение трех лет), или зачесть сумму в счет налога будущего года…
В ГИБДД брать на себя вину за страдания владельцев транспортных средств тоже не соглашаются. В пресс-службе Управления гос-автоинспекции нам пояснили, что данные о владельцах авто подаются в налоговую как минимум раз в десять дней. А что касается умерших владельцев машин, то такой информацией ГИБДД не располагает, это дело загсов. В случае смерти владельца транспортного средства оно по наследству будет или передано родственникам, или продано, а в этом случае обязательно перерегистрируется. Значит, и в налоговую пойдет уже с координатами нового хозяина.
Вроде все логично, а на деле пока с налогами полная неразбериха. Институт мировых судей захлебывается в потоке дел по транспортному налогу. Выходит, придется увеличивать их штат. А заодно и штат делопроизводителей, судебных приставов и т.д., и т.п.
А куда уходят суммы налога, уплаченные дважды? В бюджет, конечно. Правда, непонятно, по какой строке – первая-то уже занята…
А автовладельцам, чтобы не платить один и тот же налог несколько раз, можно лишь порекомендовать глядеть, что называется, в оба. Спасение переплачивающих в руках самих переплачивающих…