Накануне нового учебного года прокуратура республики провела проверку в школах семнадцати городов и районов Татарстана. Проверялось соблюдение Федерального закона “Об образовании” в той его части, где говорится о привлечении общеобразовательными учреждениями дополнительных финансовых средств. Проще говоря, работники прокуратуры выясняли, не ведутся ли в школах незаконные поборы с родителей. Результаты проверки, думается, мало кого удивят: законодательство в наших школах нарушается сплошь и рядом.
Статья 41 Федерального закона “Об образовании” гласит, что общеобразовательные учреждения – школы, гимназии, лицеи – имеют право привлекать дополнительные финансовые средства, то есть собирать с родителей деньги, только если эти средства идут на оплату дополнительных образовательных и иных услуг, не предусмотренных школьной программой. То есть хотите вы водить своего ребенка на факультативные занятия по высшей математике или на карате с хореографией – ради Бога, заплатите и занимайтесь. Что же касается прочих денежных взносов, взимаемых, как правило, по абстрактной статье “на нужды школы”, то тут в законе четко оговорено: это могут быть только добровольные пожертвования и целевые взносы граждан и юридических лиц.
– Добровольное пожертвование, – поясняет прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Прокуратуры РТ, младший советник юстиции Марина Степанова, – означает, что человек индивидуально выражает свое желание помочь школе и должен написать соответствующее заявление. Если же родитель по тем или иным причинам не может оказать такую помощь, то он имеет полное право отказаться от этого, даже если решение об оказании помощи принималось большинством голосов на попечительском школьном совете и родительских собраниях. И никто – ни родительский комитет, ни классный руководитель, ни директор – не могут его заставить.
На практике же, как легко может представить себе каждый, у кого есть дети в возрасте от семи до семнадцати лет, все происходит совсем по-другому. Например, в одной из казанских школ женщине отказались выдать справку о том, что там учатся ее дети, потому что она не платила взносы в школьный фонд. Это – грубейшее нарушение закона. Но соблюдением законодательства наши общеобразовательные учреждения себя частенько не утруждают. Так, прокуратура Лениногорска, готовя проверку, провела анонимный опрос среди населения, и выяснилось, что фактов, когда родителей просто вынуждают идти на якобы добровольные пожертвования, в городе более чем достаточно. Например, в одной из школ была установлена твердая “такса”: с каждого ученика – по 100 рублей на ремонт класса, 90 рублей – в фонд школы. Пользование лыжами во время урока физкультуры обходилось родителям в 5 рублей за один урок. В другой школе все того же Лениногорска пошли дальше: установили для детей платный вход на школьные вечера и дискотеки, обещая, что собранные средства пойдут на нужды тех же детей.
В 26-й гимназии Набережных Челнов в прошлом учебном году было принято положение о добровольных взносах родителей на развитие гимназии, и ссылка на это положение в обязательном порядке имеется во всех решениях родительских собраний, на которых определялся размер ежемесячного взноса с каждого ученика. Прокурор города сделал вывод, что подобная “благотворительность” – не что иное как завуалированная “обязаловка” для родителей, и принес протест на данное положение.
Интересная ситуация сложилась в Чистополе. Здесь сбор денег “на ремонт школ” приобрел просто массовый характер. При этом проверка показала, что вообще-то на эти цели всем городским общеобразовательным учреждениям выделялись деньги из бюджета – вовремя и в полном объеме. В Зеленодольске же, например, были выявлены факты, когда имущество, приобретаемое благотворительным фондом школы, почему-то не ставилось на ее баланс. Во многих случаях отсутствовали журналы оприходования денег, полученных от родителей, а значит, невозможно отследить, куда реально пошли эти средства. Материалы по всем этим фактам направлены в органы внутренних дел для проверки и принятия соответствующих мер, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. А по общим итогам проверки прокурор РТ Кафиль Амиров внес представление министру образования и науки республики, где предлагается принять безотлагательные меры по всем выявленным фактам, провести служебные проверки, привлечь виновных в нарушении закона к дисциплинарной ответственности.
Конечно, можно много говорить о том, в каком бедственном положении находятся сейчас наши школы, но сотрудники прокуратуры уверены, что это вовсе не повод для того, чтобы преступать закон. Не собираем же мы деньги на нужды районной поликлиники или на ремонт кабинета участкового милиционера. Так почему же школьные поборы воспринимаются как должное? В конце концов, статья 43 российской Конституции гарантирует нам право на “общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование”.
Кстати, в республиканском Министерстве образования и науки в мае этого года начала работать “горячая линия”. Позвонив по телефону 92-57-54, родители могут сообщить о фактах незаконных денежных поборов в школах. Правда, обращений поступает не слишком много – возможно, из-за того, что анонимные звонки здесь не принимаются, а назвать свое имя решится не каждый родитель.