Татарстан всегда находился в числе тех российских регионов, которые с началом демократических преобразований в стране наиболее активно воспринимали прогрессивные политические и социально-экономические идеи, энергично внедряли их в жизнь. Характерным примером такой восприимчивости к новому, стремления использовать открывшиеся возможности во благо республики стал поиск наиболее эффективной формы правовой охраны Конституции Татарстана.
Конституционное правосудие – принципиально новый институт отечественной правовой системы. Оно выступает как самостоятельный и специальный вид контрольной деятельности государства, как главный элемент правовой защиты Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации. Примечательно, что наша республика одной из первых в России приняла Закон “О конституционном надзоре в Республике Татарстан”. Это произошло в декабре 1990 года. В том же году был создан Комитет конституционного надзора в составе 7 человек. Его председателем был избран В.Лихачев, заместителем председателя – А.Гатауллин, членами комитета – Б.Железнов, А.Косоруков, В.Кондратьев, Д.Алкаева, Р.Тарнапольский. После назначения В.Лихачева в июле 1991 года вице-президентом Татарстана комитет возглавил А.Гатауллин.
Комитет конституционного надзора республики действовал на протяжении десяти лет. За этот период им было дано более пятидесяти мотивированных заключений, направленных на обеспечение конституционной законности, защиты прав и законных интересов граждан. Однако его решения носили рекомендательный характер, он мог лишь приостановить действие неконституционного акта, но не отменить его.
Предпосылки для создания Конституционного суда в РТ были заложены Конституцией 1992 года, в которой было закреплено положение о создании в республике судебного органа конституционного контроля, определены его полномочия. Большое значение имело закрепление нормы о том, что акты либо их части, признанные судом неконституционными, в случаях, предусмотренных законом, утрачивают силу со дня опубликования его решения, при этом решения Конституционного суда являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подлежат.
22 декабря 1992 года был принят Закон “О Конституционном суде Республики Татарстан”, который вступал в силу с момента избрания Конституционного суда РТ, а до этого времени продлевались полномочия Комитета конституционного надзора.
29 июня 2000 года Государственным Советом Татарстана были избраны судьи Конституционного суда Д.Алкаева, А.Васин, А.Гатауллин, Л.Гусева, А.Косоруков, С.Нафиев. Председателем Конституционного суда был утвержден С.Нафиев, до этого работавший прокурором РТ, а его заместителем – А.Гатауллин.
Создание в республике Конституционного суда было обусловлено объективной необходимостью, имело соответствующую правовую базу и явилось результатом проявления политической воли Президента и Государственного Совета Татарстана. Учреждением данного правового института в республике завершилось формирование системы государственных органов, основанной на принципе разделения властей. Это позволяет соблюдать оптимальный баланс федеральных и региональных интересов в обеспечении конституционной законности.
В одном из своих обращений Президент РТ Минтимер Шарипович Шаймиев отметил, что создание в Татарстане Конституционного суда стало одной из заметных вех на пути развития государственности его многонационального народа. И с первых шагов своей деятельности Конституционный суд РТ всегда стремился найти такие правовые решения, которые способствуют установлению стабильности в обществе, обеспечивают защиту основных прав и свобод человека и гражданина. За это время были апробированы основные принципы конституционного судопроизводства, сложились правовые процедуры рассмотрения дел.
Осуществляя судебную власть в целях защиты конституционного строя Республики Татарстан, основных прав и свобод человека и гражданина, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции РТ на всей ее территории, суд рассматривает дела не по собственной инициативе, а по обращениям соответствующих субъектов, как и установлено законом. Практика показывает, что почти все основные, достаточно широкие полномочия, которыми наделен Конституционный суд Татарстана, оказались востребованными.
За период его деятельности рассмотрено 14 обращений государственных органов и более 330 обращений граждан и их объединений. По итогам рассмотрения принято 34 итоговых решения, в том числе 16 постановлений и 18 определений. Из них 6 постановлений вынесено по толкованию Конституции Республики Татарстан, 1 – по спору о компетенции между государственными органами, а 9 постановлений и 18 определений вынесено по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и их объединений. Следует отметить, что как в постановлениях, так и в указанных определениях содержатся обязательные для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами правовые позиции по вопросам регулирования административных, жилищных, социальных и других правоотношений.
Роль Конституционного суда РТ в деле защиты и восстановления прав и интересов граждан и их объединений значительна, поскольку только он дает официальное толкование норм Конституции, а нормативные акты либо отдельные его части, признанные судом неконституционными, утрачивают силу со дня опубликования его решения. Положения таких нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами. Решения Конституционного суда Республики Татарстан не подлежат пересмотру другими органами, они официально доводятся до всеобщего сведения. На основании правовой позиции, высказанной судом в конкретном деле, дается оценка конституционности не только положений рассматриваемого нормативного акта, но и всех аналогичных нормативных положений, содержащихся в других актах.
В деле по жалобе гражданина Н.Седойкина успешно соединились правозащитная функция конституционного правосудия и взаимодействие Конституционного суда Республики Татарстан с Конституционным Судом Российской Федерации, так как вопрос касался конституционности нормативных правовых актов федерального уровня. Конституционный Суд РФ по нашему запросу принял определение, в котором нарушенные социальные права инвалидов Великой Отечественной войны и бывших несовершеннолетних узников фашизма были эффективно восстановлены и защищены не только в Республике Татарстан, но и в целом в Российской Федерации.
Анализ исполнения итоговых решений Конституционного суда РТ показывает, что органы государственной власти республики, как правило, вносят соответствующие изменения или отменяют нормы, признанные судом неконституционными, а правоприменители учитывают в своей деятельности правовые позиции, выраженные в этих решениях. Так, по жалобе гражданина В.Сухова Конституционный суд определил, что при повременной системе оплаты услуг местной телефонной связи, так же как и при абонентской системе оплаты, установленные законодательством льготы должны предоставляться гражданам в полном размере и не могут быть уменьшены, ограничены или отменены правоприменителями. В связи с этим Кабинет Министров Татарстана своим постановлением отменил оспоренную в суде правовую норму.
Конституционный суд решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти. Если подобные обращения предполагают оценку фактических обстоятельств конкретных дел либо пересмотр состоявшихся судебных решений, они не могут быть предметом конституционного судопроизводства. Указанные обращения ввиду их явной неподведомственности, как правило, направляются в государственные органы и организации, в компетенцию которых входит рассмотрение поставленных в них вопросов. Таким образом, Конституционный суд РТ своей деятельностью предоставляет гражданам дополнительные гарантии защиты их конституционных прав и свобод.
В становление и развитие органов конституционной юстиции Татарстана внесли большой вклад С.Нафиев и А.Косоруков. Сайфихан Хабибуллович Нафиев был первым председателем Конституционного суда республики. Обладая обширными знаниями, большим практическим опытом в деле укрепления законности и организаторскими способностями, он в сотрудничестве с другими судьями апробировал на практике первоначальную модель конституционного судоустройства и судопроизводства, внес поистине неоценимый вклад в дело формирования Конституционного суда как реально действующего и эффективного института государственной власти Республики Татарстан.
Значительный вклад в становление института конституционного контроля внес Анатолий Владимирович Косоруков. Как отмечалось выше, в декабре 1990 года он был избран в состав Комитета конституционного надзора, а с 2000 года работал судьей Конституционного суда. Анатолий Владимирович имел глубокие познания не только в области права, но и в экономической теории. К большому сожалению, оба они ушли из жизни в расцвете творческих сил, но добрая память о них останется с нами навсегда.
24 ноября 2004 года Государственный Совет РТ избрал судьями Конституционного суда В.Демидова и Ф.Багаутдинова и по предложению судей Конституционного суда утвердил В.Демидова его председателем.
Конституционное правосудие в Татарстане, как и в целом в России, является молодым и развивающимся институтом государственно-правовой жизни. В своей практике Конституционный суд республики, так же как и другие конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, сталкивается с различными сложными вопросами, в том числе и теоретическими, которым либо нет аналогов в российском правоведении, либо поиск путей решения еще только ведется учеными, законодателями и гражданским обществом.
Президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев в своем послании Государственному Совету республики в марте 2005 года выразил надежду на дальнейшее возрастание роли Конституционного суда РТ, указав на то, что наши граждане должны знать о возможности непосредственного обращения в этот орган за защитой своих прав, гарантированных Конституцией Республики Татарстан.
Прошедшие пять лет убедительно доказали, что Конституционный суд РТ состоялся, он органически вписался в социально-политическую действительность республики. Сегодня можно констатировать, что его деятельность является важной гарантией законности и правопорядка, снимает неопределенность в понимании конституционных положений, гармонизирует правовое пространство Республики Татарстан и защищает права и свободы человека и гражданина.
Виктор ДЕМИДОВ.
Председатель Конституционного суда Республики Татарстан.