Прикрываясь вывеской религиозности

В Ново-Савиновском суде Казани начался процесс над активистом партии “Хизб ут-Тахрир” Алишером Усмановым.

В Ново-Савиновском суде Казани начался процесс над активистом партии “Хизб ут-Тахрир” Алишером Усмановым.


Не только обычному жителю республики, но и искушенному федеральному эксперту порой трудно уследить за геополитическими изменениями на бывших границах великой советской империи. Практически европейский северо-запад России, сохранивший остатки былой пассионарности центр страны и самая его сердцевина – Среднее Поволжье, Дальний Восток, где кириллицу медленно, но верно вытесняет древний китайский иероглиф, – все это уже реально, это уже сейчас. И, наконец, все увеличивающийся поток мигрантов из среднеазиатских государств, поток до смешного дешевой рабочей силы, практически монополизировавшей все более-менее значимые стройки страны. Российский рубль позволяет семьям азиатских каменщиков, оставшимся на родине, если и не процветать, то жить сносно. Но вместе с потоком гастарбайтеров в Россию проникают ультрарадикальные общественно-политические движения. Так и “Хизб ут-Тахрир аль-Ислами”, по пятам преследуемая спецслужбами Узбекистана, практически инфильтровалась в Россию, встретив здесь хорошие возможности для расширения деятельности. Но до поры до времени.


В 2004-2005 годах в России по “хизбутчикам” был нанесен удар. По стране прокатилась волна судебных процессов над членами организации, виновными в совершении тяжких преступлений в Узбекистане и готовящимися к таковым в России. В Татарстане – пока, по фактам – это экстремистская деятельность молодых, не слишком образованных парней из Альметьевска, Азнакаева, Казани. Наказания – штрафы и условные сроки. Некоторые раскаялись и вернулись к нормальной жизни. Некоторые – нет.


“Хизб ут-Тахрир аль-Ислами” в переводе с арабского означает “Партия исламского освобождения”. Образована в 1952 году в Палестине известным в мусульманском мире теологом Такиуддином ан-Набахони для борьбы с израильской оккупацией. Его книга “Низом-ул-ислом” (“Исламское управление”) стала основой программы партии. Костяк ее составили преподаватели-богословы исламских университетов Иордании, Сирии, Ливана. В апреле 2003 года т. н. амиром партии был избран Атор Ушти Абу Ясин. Штаб-квартира “Хизб ут-Тахрир” находится в Бейруте (Ливан), но в целях конспирации часто меняет местонахождение. На текущий день в Лондоне действует один из ключевых центров управления партии. В его задачи входят добыча материальных средств на ее нужды, а также набор и подготовка эмиссаров для последующего направления в исламские страны, в том числе и в Центральную Азию. Финансирование “тахрировцев” осуществляется в основном за счет обязательных ежемесячных взносов в кассу партии. Членство в “Хизб ут-Тахрир” не ограничивается возрастом, полом или национальной принадлежностью. Различными спецслужбами зафиксированы контакты “Хизб ут-Тахрир” с международной террористической организацией “Аль-Каида” и чеченскими незаконными вооруженными формированиями.


Действует партия в режиме строгой конспирации, включая этап предварительной проверки и обучения будущих партийцев. На первом этапе занятия проводятся среди вновь зачисленных членов партии. Они обучаются на основе идеологии и программы партии. Согласно программе, цель партии – создание государства-халифата в три этапа. Первый – “саховат”, т.е. использование религии в качестве прикрытия для привлечения новых членов. Второй – “объединение с народом” – внедрение своих людей в госструктуры и агитация, создание условий противоборства в госучреждениях. Третий – организация различных политических акций, чтобы добиться отставки правительства, и, если надо, – свержение его вооруженным путем.


“Хизб ут-Тахрир” имеет сложную разветвленную структуру, состоящую из органа по избранию амира, правоохранительного органа и “киедата” (своеобразное политбюро), который формируется амиром из числа наиболее авторитетных деятелей партии. По оперативным данным службы национальной безопасности Кыргызстана, после долгих обсуждений в “киедате” руководителем “Хизб ут-Тахрир” по Центральной Азии был назначен гражданин Кыргызстана М.Мамасадыков. Что произошло в последнее время в Кыргызстане, известно. Партия, созданная для освобождения, переродилась в партию-хищника, посягающего на территорию других государств. Документальные кадры центральных российских телеканалов свидетельствуют, что члены “Хизб ут-Тахрир” были в первых рядах оппозиции в Кыргызстане. Но это была “не их” революция, они к ней только присоединились. В качестве тренировки перед новыми свершениями?


По состоянию на нынешний день, “Хизб ут-Тахрир” является не религиозным, а сугубо политическим движением, радикальной партией, окончательная цель которой – создание халифата на территории других стран, в том числе и России. И насколько “чисты” ее члены в своих помыслах, свидетельствует прошлое некоторых “героев” этого движения. На их личном боевом счету – насильственные действия по отношению к представителям традиционного ислама, кражи, хранение оружия и взрывчатых веществ. Некоторые баловались порнографией в самом ее “жестком” виде, что не показывают даже по кабельным телеканалам в неурочные часы. Один из активистов партии в Татарстане Алишер Усманов, дело которого в настоящее время рассматривается в одном из городских судов, ранее привлекался к административной ответственности. У следствия есть веские основания полагать, что он, уроженец Узбекистана, российское гражданство получил незаконно. Другой функционер партии – Икромжон Юсупов – находится в межгосударственном розыске по совершению ряда тяжких преступлений на территории Узбекистана, где его депортации ждут не дождутся местные правоохранители. Еще один лидер татарстанского “хизбута” Азат Хасанов ранее был четырежды судим, в том числе за грабеж и кражу. То есть личность, как говорится, широко известная в “узких” кругах.


И у нас в республике члены “Хизб ут-Тахрир” действовали своим традиционным способом. Будущих членов организации вербовали у мечетей, в кафе национальной кухни. Подбирали, как правило, совсем молодых. Поначалу говорили только о религии. Постепенно вводили понятие своей “великой идеи” – халифата. Потом вовлекали в конкретные действия. Пока еще не террористические. Пока, потому что на этом этапе деятельность партии была пресечена право-


охранительными органами.


На всем протяжении следствия оставшиеся на свободе “хизбутчики” активно помогали арестованным соратникам. Организовывали пикеты и митинги с привлечением в том числе беременных женщин и маленьких детей. Пытались – и небезуспешно – привлечь на свою сторону некоторые правозащитные организации. Приносили прокламации в газеты. И некоторые газеты их печатали! Несмотря на решение Верховного Суда России от 14 февраля 2003 года о признании “Хизб ут-Тахрир”, в числе прочих, террористической организацией и полном запрете ее деятельности. Кстати, аналогичные решения вынесли суды большинства развитых стран.


Заметим, что Духовное управление мусульман республики с самого начала решительно осудило деятельность “Хизб ут-Тахрир”.


В ситуацию, используя возможности правоохранительных органов, вмешалось государство. И удалось сделать то, с чем оно и религия не справились бы по отдельности, – защитить свою территориальную целостность и духовный мир граждан.


Сегодня, даже по самым оптимистическим прогнозам, говорить о полной победе над международным терроризмом рано. На чистую воду выведена только одна организация. Но на смену ей может появиться очередной Шер-Хан, которому еще только предстоит подпалить усы.


Дмитрий АЛЕКСЕЕВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще