Смерть под проводами

Деревья припорошены снегом, из-под сугробов кое-где виден строительный мусор – кирпич, доски, песок.

Автор статьи: Алексей НАСЫРОВ

Деревья припорошены снегом, из-под сугробов кое-где виден строительный мусор – кирпич, доски, песок. Здесь же проходит лыжня, а рядом протянулись провода высоковольтной линии электропередачи.


Место это находится в Казани около парка Горького, у самого берега реки. На первый взгляд, ничего особенного в этой картине нет. Тем не менее специалисты Казанских электрических сетей бьют тревогу – расстояние между поверхностью земли и проводами высоковольтной линии ниже нормы. А виной тому – строительный мусор, благодаря которому это расстояние и уменьшилось. Любители лыжных и пеших прогулок в этой местности даже и не подозревают, что рискуют жизнью.


Мусор, который может убить…

– В соответствии с правилами устройства электроустановок габарит, или, по-другому, расстояние от земли до провода, в городской черте должен быть не менее семи метров, – поясняет начальник службы высоковольтных линий Казанских электрических сетей “Татэнерго” Сергей Попонин. – В 2003 году мы в этом месте сделали реконструкцию, подняли габарит от земли до провода до нормального размера, а в прошлом году здесь устроили свалку, чем и создали чрезвычайную ситуацию.


Напряжение в линиях – сто десять тысяч вольт, и шутить с этим электрическим монстром не стоит. В зависимости от погодных условий током тут может просто “прошить” по воздуху. Лыжня же проходит аккурат под “высоковольтками”, а так как габарит тут значительно меньше семи метров, то одно неосторожное движение вверх лыжной палкой – и билет на тот свет обеспечен.


На крыше этого киоска в прошлом году погиб человек– Я каждый день здесь бываю – прихожу за дровами, чтобы топить печь, – говорит местная жительница Зоя Гизатуллина. – По субботам и воскресеньям тут катается очень много народу. Раньше все было чисто, это буквально за последние месяцы столько мусору навалили.


Действительно, после того как в столице началось активное строительство в связи с предстоящим тысячелетием, старые дома в центре города начали ломать, а строительный хлам по каким-то причинам стал потихоньку “перебираться” на берег Казанки. То ли водителям лень ехать на официальную городскую свалку, то ли денег не хватает заплатить за утилизацию, но стихийная свалка образовалась в охранной зоне высоковольтных линий – по двадцать метров в каждую сторону от крайних проводов. Естественно, что любые работы в такой зоне могут проводиться только с согласия Казанских электрических сетей, а складировать мусор в охранной зоне вообще непозволительно.


– Мы неоднократно обращались и к городским властям, и в экологическую милицию, – продолжает Сергей Попонин. – Нам сказали так: ловите тех, кто здесь сваливает мусор. Мы поймали три “КамАЗа”, записали их номера, но экологическая милиция так и не смогла наказать виновных – все машины числятся по разным адресам, поэтому кто виноват, до сих пор неясно.


Пока же специалисты электрических сетей борются с мусорщиками своими способами. В частности, здесь повесили плакат: “Свалка мусора запрещена, штраф 1000 рублей, ведется видеосъемка”. На водителей это подействовало, и сброс мусора пока прекратился. Тем не менее проблема осталась. Кто разгребет существующие завалы, чтобы сделать эту зону безопасной для людей? По словам Сергея Попонина, это придется делать электросетям, пока не нашли виновных.


И еще один момент – весной весь этот хлам вешние воды могут смыть в Казанку. Так кто же должен решать подобные проблемы?


Опасные рекламные щиты и киоски

Описанная ситуация с нарушением габаритов высоковольтных линий – далеко не единственная. В городе есть масса примеров, когда жизнь людей ставится под угрозу. В частности, рекламные щиты, которые устанавливаются в охранной зоне высоковольтных линий без согласования с Казанскими электрическими сетями. На проспекте Победы, например, таких два. Расстояние между щитом и проводом должно быть не менее четырех метров, а здесь оно составляет полтора-два метра. К слову, летом провода в силу физических характеристик провиснут, и это расстояние станет еще меньше. “При установке рекламных щитов явно использовался автокран, – говорит Сергей Попонин. – Это крайне рискованно. Его стрела могла приблизиться на недопустимое расстояние к высоковольтным линиям, произошло бы короткое замыкание, и в радиусе восьми метров от крана люди попали бы в так называемое пошаговое напряжение, то есть их бы поразило током”.


Если на проспекте Победы опасных рекламных щитов только два, то улица Зорге ими просто изобилует, и не только ими. Вообще, эта улица – просто кладезь нарушений. Частные киоски, магазинчики, игровые салоны расположились в охранной зоне прямо под высоковольтными линиями. Обрыв провода – и все они сгорят, как порох.


Минувшей осенью здесь произошел несчастный случай, о котором также поведал Сергей Попонин. Тогда к одному из киосков тянули кабель, чтобы подключить Интернет. Делалось все это без соблюдения техники безопасности, и пренебрежение ими сыграло роковую роль. Парень, находившийся на крыше киоска и ловивший брошенный ему конец кабеля, который тянули с ближайшей девятиэтажки, погиб. Тем не менее эта ситуация ничему не научила – киоски под линиями ЛЭП продолжают работать, мало того – открываются новые.


Итак, проблема есть. Вопрос в том – как ее решать? Вообще-то просто: любые работы в охранных зонах должны согласовываться с представителями электросетей. Но, как показывает практика, это требование выполняется не всегда. Если энергетикам и удается поймать кого-то за руку, к примеру, при установке рекламного щита, то через “Энергонадзор” на нарушителей накладывается штраф – от тысячи до трех тысяч рублей. Естественно, подобное наказание большинство людей не пугает.


Что же касается отвода земель под мини-маркеты, киоски и тому подобное, то, по словам Сергея Попонина, есть даже соответствующее предписание прокуратуры республики, которое запрещает отвод земель в охранных зонах. Тем не менее ситуация не улучшается. “Все проблемные участки мы знаем, регулярно отправляем уведомления тем, у кого сооружения находятся в охранной зоне, – говорит заместитель главного инженера Казанских электрических сетей “Татэнерго” Рашат Галимзянов. – Но устраняется всего два-три процента нарушений”.


Высоковольтные линии – опасные объекты. Следовательно, относиться к ним нужно очень серьезно. И давайте согласимся: охрана жизни и здоровья горожан – это не только проблема Казанских электрических сетей. Свою ответственность в этом вопросе должен сознавать каждый, не полагаясь на “авось”. Трагические случаи – тому подтверждение.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще