На дворе зима, но весна уже не за горами. А вместе с подсохшим асфальтом и первой зеленой травкой у автомобилистов начинается приятная пора: не надо откапывать авто из-под завалов снега, долго пытаться завести замерзшего за ночь “железного коня”, а потом “красться” на скорости 30 километров в час по гололеду. Однако всем летним автомобильным удовольствиям предшествует, может, и не слишком приятная, но уж точно необходимая процедура – техосмотр.
Какие изменения ждут автовладельцев по этой части в году начавшемся? В почте и нашей газеты, и управления ГИБДД республики накопилось солидное количество вопросов на эту тему. Ответить на них мы попросили начальника межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрации УГИБДД МВД РТ Марса Резванова.
– В нынешнем году у нас действительно появилось несколько новшеств, – говорит он. – Первое касается объединения в один отдел станции техосмотра и отдела регистрации авто. Но, думаю, для автомобилистов это интересно лишь в качестве информации, так как никаких изменений в порядке регистрации, прохождения техосмотра не произошло. В Казани он по-прежнему ведется на улице Тэцевской, здесь же производится регистрация грузового автотранспорта, автобусов, спецтехники, а регистрация легковушек – на улице Модельной. Дело в том, что на Модельной маленькая площадка для осмотра, поэтому автобусы и тем более здоровенные грузовики там не расставишь.
А вот к числу не слишком приятных новостей могу отнести подорожание и удлинение по времени процедуры ТО за счет введения новых квитанций, точнее, разделения прежней аж на три. Так, теперь, согласно новой главе “Госпошлина” второй части Налогового кодекса РФ, вступившей в силу с 1 января этого года, отдельным квитком выделена госпошлина за проведение ГТО в размере 30 рублей. Вторая квитанция – поступление от стоимости специальной продукции – талона ТО. И третья – непосредственно плата за проведение гостехосмотра. Да плюс еще одна – об уплате транспортного налога. В общем, очередь к окошечку оплаты выстраивается длиннее обычного: на просмотр всех бумаг инспектору требуется довольно много времени. Конечно, можно не ждать очереди здесь и оплатить все эти процедуры в любом отделении “Ак барс”-банка, на Модельной и в центральном ГИБДД, но здесь, видимо, удобнее и привычнее.
– Намного ли подорожал техосмотр?
– В среднем на 80 рублей. В конце года вышло постановление Кабмина РТ, предусматривающее повышение стоимости гостехосмотра. Теперь ТО частной легковушки стоит 330 рублей (было 250), автомобиля категории “С” – 430, существенно повысилась цена техосмотра спецавтомобилей, перевозящих опасные, тяжеловесные и крупногабаритные грузы, – 480 рублей.
– А теперь, Марс Харисович, дайте, пожалуйста, ответы на некоторые письма наших читателей.
Фарита Хайруллина из Набережных Челнов интересует такой вопрос:
“Инструментальный контроль с первого раза не прошел, мне полагается 20 суток на устранение неполадок. Могу ли я эксплуатировать автомобиль в течение этого времени?”
– Можете, если срок действия вашего старого техталона еще не закончился и в автомобиле нет неисправностей, с которыми его эксплуатировать нельзя. Однако не стоит предъявлять инспектору на дороге диагностическую карту вместо талона о техосмотре. Это все равно что вместо больничного листа вы представите своему начальнику направление на анализ крови. Не примет? Вот и инспектор диагностическую карту как документ не примет.
Олег Викторов из Казани жалуется, что у него украли один из номерных знаков – тот, что прикреплен спереди машины. “А в регистрационном отделе ГИБДД мне отказались выдавать дубликат, настоятельно порекомендовав перерегистрировать автомобиль. Неужели не проще сделать еще один номер, чем устраивать столько волокиты?” – пишет он.
– Увы, не всегда правильно то, что проще. Дубликат номерных знаков делается только в случае износа номеров: сдаете старые и получаете новые. А вот в случае утери даже одного из номерных знаков положено по закону перерегистрировать машину и получить новые госзнаки. И это не каприз. Вот, например, только один аргумент. За непройденный вовремя техосмотр у нас снимают номерные знаки – эксплуатация машины запрещена. А у запасливого водителя в багажнике еще два комплекта номеров-дубликатов, он быстренько привинчивает новые номера – и до следующей проверки движется по дорогам на непроверенной машине. Разве это правильно?
Снятых, но уже сотрудниками ГИБДД, номеров касается и вопрос Алексея Сергачева из Бугульмы. “Сколько дней можно эксплуатировать автомобиль после снятия госзнаков?” – интересуется он.
– Нисколько. Это тот случай, когда есть запрет на эксплуатацию, для этого и сняли номера.
“Я всегда храню талон о прохождении ТО вместе с правами, в бумажнике, и никогда не прикрепляю его на ветровое стекло. Предусмотрено ли за это какое-нибудь наказание?” – спрашивает Валентин Гиматудинов из Нижнекамска.
– По правилам талон должен прикрепляться в правом верхнем углу ветрового стекла. Однако никакого наказания за его отсутствие на привычном месте не предусмотрено. Но вот тормозить вас при этом будут на каждом посту: ведь в ваш бумажник инспектору заглядывать не положено.
“Мой сосед по стоянке не успел вовремя пройти ТО и нашел любопытный выход: вместо настоящего талона прикрепил к стеклу календарик в форме талона. Он утверждает, что за такую безобидную подделку никакого наказания не предусмотрено. А как на самом деле?” – интересуется Ф. Литвинов из Казани.
– За использование полиграфистами оформления талона о ТО для изготовления календарика по линии ГИБДД никаких наказаний действительно не предусмотрено. А вот вашему соседу грозит целый “букет” нареканий: штраф в размере 50 рублей “за посторонний предмет, который мешает обзорности”, еще 50 – за управление транспортным средством, не прошедшим техосмотр, и в довершение всего у него снимут госномера и запретят эксплуатацию автомобиля.
“В талоне ТО пробит месяц под номером 10. До какого числа этого месяца я могу спокойно ездить, не боясь быть оштрафованным?” Эта тема интересует Азата Фахрутдинова из Алексеевского района.
– До конца десятого месяца – октября. 31 октября в вашем случае – последний день, когда можно пройти техосмотр.
“Купил иномарку с рук, у надежного человека. Но при регистрации в ГИБДД инспектор вдруг усомнился, не перебиты ли номера двигателя. Говорит, под ржавчиной не разберешь. Автомобиль отправили на экспертизу. Вот волнуюсь теперь, как бы не остаться без машины и без денег. И потом, когда механик смотрел машину перед покупкой, ни о какой коррозии и разговора не было…” – сетует житель Казани Сергей М.
– Экспертизу на угон и перебитые номера при регистрации проходят все автомобили. В прошлом году, например, выявлено несколько фактов, когда номера агрегатов автомобилей были подделаны – “перебиты”. А относительно своей покупки не волнуйтесь раньше времени. Дело в том, что на месте, где выбит номер двигателя, у иномарок часто появляется коррозия, и номер плохо читается: далеко не на всех авто иностранного производства стоит поддон защиты. А у нас в документах четко оговорено: плохо читается номер – необходимо заключение эксперта.
“Можно ли пройти техосмотр с временным удостоверением вместо водительских прав?” – интересуется Олег Тимофеев из Казани.
– Да, если оно не просрочено.
“Купил новую машину, пройти ТО не успел, но в ближайшее время должен выехать в Украину. Будут ли меня тормозить на линии без талона ТО?” Звонок с таким вопросом поступил недавно на станцию СГТО.
– Такие вопросы частенько возникают летом: машину купили, а ехать куда-то нужно срочно. Так вот: без талона ТО по России можно передвигаться в течение 30 суток. А вот насчет Украины придется уточнить: возможно, у них несколько иные сроки.
– И последний вопрос. Какие документы нужно иметь на руках при прохождении ТО?
– Документы на машину, паспорт владельца или документ, его заменяющий, действующий страховой полис ОСАГО.
Кстати, если год назад юридическим лицам приходилось перед визитом на ГСТО сначала заезжать в районное ГИБДД по месту учета, чтобы получить разрешение на прохождение ТО, то теперь такой необходимости нет: все нужные сведения находятся на станции.