Как можно дать взятку должностному лицу (чиновнику, работнику системы образования, здравоохранения), не нарушая при этом закон? Наше законодательство, оказывается, разрешает дарить этим самым должностным лицам подарки, стоимость которых не превышает пяти “минималок”, то есть пятисот рублей.
Понятно, что сегодня за пятьсот рублей нужного результата добиться трудно, но ведь можно, доводя идею до абсурда, заглянуть в кабинет чиновника раза четыре, и не с пустыми руками, а с конвертиками. Еще можно прийти на прием к нужному человеку всей семьей, включая детей и родственников. И от каждого сделать подарок, укладывающийся в законные рамки… Вот и наберется среднестатистическая бытовая взятка в сумме двух тысяч рублей. Именно таков размер бытовой взятки, о которой говорил в минувший вторник первый вице-премьер республики Равиль Муратов, выступая с докладом на заседании Совета безопасности РТ.
Совет безопасности (на нем председательствовал Президент РТ Минтимер Шаймиев) обсуждал проект “Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан”. Этот документ подготовила комиссия, которую по указу Президента РТ возглавил первый вице-премьер Равиль Муратов. Ему и пришлось сделать сорокаминутный доклад о результатах проделанной работы.
Татарстан, пожалуй, пока единственный регион, где власти решили бороться с коррупцией. С этим злом мы будем сражаться не для галочки в отчете, не для того, чтобы раньше всех отрапортовать о полной и безоговорочной победе (полностью победить коррупцию нельзя, заметил, открывая заседание, Минтимер Шаймиев, можно только максимально сократить ее влияние на общественные процессы, на развитие экономики), и не для того, чтобы кто-то реализовал свои политические амбиции, разыгрывая беспроигрышную карту “антикоррупционера”. Татарстан пытается (пусть на “островке”) показать, как нужно реагировать на проявления коррупции, чтобы она не мешала развиваться положительным тенденциям в обществе.
Федеральные власти тоже обратились к этой проблеме. Россия присоединилась к международным договорам, в первом чтении принят закон о борьбе с коррупцией. Но принимаемых мер явно недостаточно, подчеркнул Президент. Именно поэтому Минтимер Шаймиев поручил специальной комиссии пристальнее вглядеться в это явление, изучить его корни, причины возникновения (кто предупрежден, тот вооружен), чтобы знать, куда конкретно направить разящий удар.
Деятельность комиссии по разработке антикоррупционной стратегии была у всех на виду. Никто не скрывал, что делают привлеченные специалисты (в том числе Георгий Сатаров и Александр Салагаев) и их команды, какие опросы проводят. По словам Равиля Муратова, в социологическом исследовании приняли участие почти три тысячи человек.
Многомесячная работа комиссии выявила, что коррупция процветает в образовании, здравоохранении, в органах власти, причем не только исполнительной, но и судебной. Равиль Муратов дал понять собравшимся, что хоть раз в жизни практически каждый житель республики вынужден был платить за то, что ему должны были сделать по закону бесплатно, преподносить подарки нужным людям отнюдь не по случаю дня рождения, и стоимость этих подарков заметно превышала узаконенные пятьсот рублей. Сегодня люди платят за поступление в вуз, за сдачу экзаменов и зачетов, за подготовку контрольных, курсовых и дипломов. Платить приходится за то, чтобы тебя вылечили, чтобы выдернули больной зуб, чтобы нужный чиновник принял тебя без очереди и хотя бы до конца выслушал.
Предприниматели выкладывают свои кровные (а средняя взятка с бизнесмена в разы превышает взятку бытовую) за оформление земельных участков, за аренду, за то, чтобы на их фирмы “не наехали” разные проверяющие и контролирующие органы. Любопытно, но и предприниматели, и простые граждане предпочитают “разруливать” ситуации при помощи банальных взяток: они не верят в то, что наши суды решат спор по закону (70 процентов респондентов считают обращения в суд бесперспективными). К тому же, чтобы объявить войну взяточнику, нужно иметь гражданское мужество и отдавать себе отчет в том, что пострадать могут жена (выгонят с работы в два счета), дети (учителя затравят), профессиональные интересы (просто перекроют кислород для бизнеса).
Говоря о коррупции в здравоохранении и образовании, первый вице-премьер упустил один момент: врачи, преподаватели и педагоги берут взятки не потому, что такие уж испорченные люди. Просто жизнь (а точнее мизерная зарплата) заставляет их таким образом решать свои проблемы. Возможность подработать за счет учеников и пациентов – единственный для них способ свести концы с концами.
В своем докладе Равиль Муратов очень пожалел исполнительную власть, сделав основной упор на коррупцию в рядах высшего менеджмента предприятий. Первый вице-премьер лишь отметил, что основной объем взяток оседает на городском и районном уровне исполнительной власти (доля – 85 процентов), республиканский, судя по цифрам, взятками “балуется” нечасто (всего 15 процентов).
Докладчик деликатно обошел и другую проблему, связанную с коррупцией в органах власти. Чиновникам совсем не обязательно самим брать взятки. Гораздо выгоднее использовать свое служебное положение для развития бизнеса… ближайших родственников. Понятно, что детям и женам тоже необходимо где-то работать, но какую же силу воли необходимо иметь, чтобы “не порадеть родному человечку”? Но, похоже, в этой области комиссия исследования не проводила.
Объявленная война коррупции, по словам Равиля Муратова, всколыхнула многие слои общества. Стоило только во всеуслышанье заявить о том, что власть в республике начинает бескомпромиссную борьбу со взятками, как их число в Татарстане сразу же снизилось в два раза, оптимистично сообщил он. Но Минтимер Шаймиев отнюдь не склонен идеализировать ситуацию: он привел в пример ситуацию, которая сложилась в области энергосбережения. Мы очень быстро получили первые положительные результаты – в основном за счет организационных мер, которые не требовали больших усилий и затрат. Но дальше экономить становится все труднее. То же самое может произойти и в данном случае: и взяточники станут осторожнее, изощреннее, и размер подношений возрастет – за риск придется дополнительно платить.
Коррупция живуча потому, сделала вывод комиссия, что мы бедные и экономика наша заорганизованная, что в нашей стране недостаточно развита демократия. Мы пытаемся регламентировать все, что нужно и не нужно, отсюда необходимость часто давать взятки. С этой мыслью не согласился глава администрации Набережных Челнов Ильдар Халиков. Уровень вмешательства государства в бизнес зависит от многих факторов, и каждому этапу развития соответствуют свои рычаги управления. Сегодня, утверждал мэр автограда, власти должны регулировать экономические процессы, иначе так и останемся в числе слаборазвитых стран. Именно этим, надо полагать, и объясняется тот факт, что государство не отказывается от института своих представителей в советах директоров акционерных обществ.
Комиссия предложила создать специальный орган, который бы координировал работу всех ведомств и структур в этом направлении. Эта идея очень не понравилась прокурору республики Кафилю Амирову, ведь по закону координацией работы правоохранительных органов должна заниматься… прокуратура. Прокурор не одобрил и предложение комиссии о том, что нужно, не дожидаясь изменений в федеральном законодательстве, внести поправки в Конституцию РТ, чтобы эффективнее бороться с коррупцией. Зачем нарушать закон, если Госсовет республики может выйти с законодательной инициативой в Госдуму РФ? Эту позицию поддержал и Председатель Госсовета республики Фарид Мухаметшин.
Несмотря на высказанные замечания, Совет безопасности в целом одобрил подготовленный проект “Стратегии…”. Теперь предстоит его реализовать, чтобы слова не разошлись с делами.
В работе Совета безопасности принял участие Премьер-министр РТ Рустам Минниханов.