“Разбор полетов” был суров. А что дальше?

В октябре долги по зарплате в республике составили почти 112 миллионов рублей.

Автор статьи: Елена ТАРАН

В октябре долги по зарплате в республике составили почти 112 миллионов рублей. За минувший месяц они выросли более чем на 15 миллионов рублей.


На печальную статистику Правительство среагировало незамедлительно: в минувшую среду в НКЦ “Казань” состоялось совместное заседание Республиканской межведомственной комиссии по контролю за своевременностью выплаты заработной платы и координационного совещания правоохранительных органов. Власти решили не только административными, но и правовыми мерами воздействовать на тех, кто задерживает зарплату.


Руководитель Комитета государственной статистики РТ Валерий Кандилов сообщил, что почти сорок процентов всей задолженности приходится на предприятия Казани. Злостных неплательщиков по очереди стали вызывать для отчета на “ковер”, то есть на трибуну.


Директор Казанского пассажирского автотранспортного предприятия №3 Равиль Насыбуллин начал рассказ издалека, с глобальных проблем реформирования пассажирского автотранспорта.


– Вы свой доклад спрячьте, но не выбрасывайте, потом прочтете его перед коллективом,- прервал оратора первый вице-премьер Равиль Муратов (он возглавляет межведомственную комиссию). – Лучше расскажите нам, откуда долги…


– Я всего три месяца работаю директором, предприятие убыточное, а я не волшебник. Взял вот в банке кредит, потихоньку погашаю долги по зарплате.


– Вы потихоньку будете долги погашать, а вас в тюрьму посадят из-за того, что своевременно не выплачиваете людям деньги,- грозно вступил в разговор прокурор республики Кафиль Амиров.- У вас какая дебиторская задолженность?


– Не очень большая, около двух миллионов рублей, но взять эти деньги трудно, фирма исчезла, – посетовал директор. – Правда, нам еще должны пять миллионов рублей дотации за нынешний год, да и за прошлые годы – тоже.


– Кто должен конкретно?- профессионально вытягивал информацию прокурор.


– Городская администрация. (Равиль Насыбуллин всем своим видом давал понять, что не хочет вслух называть тех, кто задерживает дотацию, но под напором членов комиссии вынужден признаться – попробуй не признайся прокурору.)


Затем на трибуну вышел директор Казанского дорожно-ремонтного строительного треста Николай Урысов. Из его выступления стало ясно, что дорожникам не платят заказчики.


– ДЭУ нам задолжали четыре миллиона рублей, потом реформировались и “сделали” новые долги – уже на пять миллионов рублей, – честно признался директор. – Еще нам должен департамент благоустройства Казани, он нам заказывал на праздники и туда-сюда…


– На праздники и “туда-сюда” должны быть деньги в бюджете, а вам за работу обязаны платить, – вмешался Равиль Муратов.


– Вы должны останавливать работу и не выполнять заказы тех организаций, которые вам не перечисляют деньги, – предупредил Кафиль Амиров. – Хотите быть хорошим в глазах вышестоящего начальства, а оно за вас в тюрьму не сядет. Вы понесете наказание.


Дошла очередь и до Казанского завода точного машиностроения. Это предприятие ну никак не может покинуть черные списки должников. Пред жесткими взглядами сидящих в президиуме предстал заместитель генерального директора:


– Директор у нас в Москве, на встрече с помощником советника Президента России, – начал он выступление. – Обсуждает, как быть с нашим заводом.


– Скажите, каким образом нам прекратить деятельность вашего предприятия? – напрямую спросил первый вице-премьер. – Вы только долги плодите…


– Даже если мы прекратим деятельность завода, нам все равно придется платить за то, чтобы сохранить станки, чтобы обогревать и освещать корпуса, это же мобилизационные мощности, – пытался объяснить заместитель генерального директора.


– Такой завод нам не нужен, – отрезал Равиль Муратов.


– Тогда принимайте решение… (чувствовалось, что руководители предприятия и сами устали от неопределенности: федеральные власти денег на содержание оборонного предприятия не выделяют и заказов не дают, а закрыть завод нельзя по закону).


Другой постоянный фигурант в списках должников по зарплате – пороховой завод. Раньше это предприятие проходило в отчетах как единое – ГНПП имени Ленина. Потом его разделили на две части: пороховой завод стал казенным, а ГНПП имени Ленина (это предприятие Равиль Муратов назвал “осколком”) выделилось в отдельное юридическое лицо.


Сначала ответ держал Алексей Герасимов, руководитель ГНПП имени Ленина. Там долги по зарплате решили погашать за счет продажи ненужных площадей и оборудования. Покупатель на излишки нашелся, да вот беда – директор казенного завода (побратима по сути) не дает разрешения на вывоз оборудования. Призвали к ответу представителя казенного порохового завода. Тот начал рассказывать про свои долги и между делом сообщил, что “собрат” сначала должен рассчитаться с ним за электроэнергию и тепло, да и все остальное.


– Сначала Герасимов погасит долги по зарплате, – отрезал Равиль Муратов, – а потом уже рассчитается с тобой за свет и тепло. И не чините ему препятствия в вывозе оборудования, тем более если деньги начали поступать.


На этом “разбор” деятельности казанских предприятий закончился. Представителя городской администрации заслушивать не стали, тем более что мэрия прислала… руководителя городского центра занятости. Это не осталось незамеченным. Равиль Муратов и Кафиль Амиров решили выйти в Правительство с предложением заслушать администрацию Казани на очередном заседании Кабинета Министров: городские власти недостаточно эффективно занимаются долгами по зарплате.


Затем рассматривался вопрос с очень мудреным названием – “Об исполнении законов по защите экономических интересов государства и прав граждан в рамках легализации экономики”. По сути, речь шла о том, как бороться с “серым” рынком труда, на котором, по статистике, получают доходы около 400 тысяч граждан.


Зарплата ниже минимальной и ниже прожиточного минимума – это явный признак того, что деньги работникам выдаются в конвертах. Налоговые инспекторы и работники Министерства труда и занятости направили в Государственную инспекцию по труду около двух тысяч заявок на руководителей предприятий и предпринимателей, которые платят недопустимо мизерную зарплату. Но никаких мер по сигналам принято не было.


– Вы занимаете выжидательную позицию, – обратился к представителям инспекции Кафиль Амиров. – Вы доверяете Минтруду? А налоговой инспекции? Зачем же во второй раз идете и проверяете сигналы вместо того, чтобы реагировать? В итоге проходят сроки для принятия мер. Специально это делаете, чтобы вывести нерадивых руководителей из-под удара?


– Вы пришли на предприятие, а там форточку открыли, и все ваши слова тут же выветрились, – поддержал прокурора Равиль Муратов. – А про вас должны помнить все в округе как минимум три месяца.


В итоге было принято грозное решение: прокурор дал задание подготовить предостережение присутствующим на заседании заместителям руководителя Госинспекции по труду (видимо, за неэффективную работу), а комиссия подготовит письмо в адрес соответствующего федерального министерства, чтобы московские начальники приняли дисциплинарные меры к руководителям этого ведомства в Татарстане.


Кафиль Амиров и Равиль Муратов под занавес заседания заслушали сообщение Федерации профсоюзов республики о том, как эта организация защищает трудовые права граждан (комиссия заседала как раз в тот день, когда профсоюзы страны проводили акцию протеста против низкой зарплаты бюджетников). Лидер республиканских профсоюзов Татьяна Водопьянова коротко рассказала о том, как профсоюзы участвуют в подготовке коллективных договоров, вносят поправки в законопроекты, защищают коллективы от незаконных решений директоров, в том числе и в судах, следят за охраной труда на предприятиях. И это несмотря на то, что профсоюзные комитеты на предприятиях возглавляют активисты в основном на общественных началах.


Заместитель прокурора РТ Газинур Галимов был вынужден сообщить, что, к сожалению, правоохранительным органам приходится часто сталкиваться с нарушениями трудовых прав граждан. В некоторых коллективных договорах (а их подписывают и профсоюзы) встречаются такие фразы: “Оплатить зарплату по возможности своевременно”, “выплатить отпускные за один день до начала отпуска”. На ряде предприятий в качестве дисциплинарных взысканий используются сокращенные отпуска. Заменить мы вас не можем, сказал Татьяне Водопьяновой первый вице-премьер, да и не должны, так что давайте работать активнее. Надо полагать, что рассмотрение данного вопроса было своеобразным ответом Правительства на акцию профсоюзов: действуйте более энергично.


Последнее слово на долгом заседании осталось за Кафилем Амировым:


– Давайте острее реагировать на факты, когда руководители за счет трудящихся хотят сохранить свое теплое кресло. Руководитель должен прекращать работу по заказам тех, кто не платит. Иначе сам попадет под “каток”, а прокуратура поможет “выковырить” его из удобного кресла. Будьте уверены!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще