Исчез. И вестей не подает

На Казанском железнодорожном вокзале пожилая дама провожала супруга – старика лет семидесяти.

Автор статьи: Валерий ЯКОВЛЕВ

information_items_1347367783

На Казанском железнодорожном вокзале пожилая дама провожала супруга – старика лет семидесяти. Ему предстояло добраться до далекого Тамбова, с пересадкой в Москве. Никто из родственников не взялся сопровождать пожилого человека. Несмотря на то, что он страдал провалами памяти. Поездка с дедушкой требовала денег, а их ни у кого не было. Поэтому в долгий путь старик отправился один. Правда, в Москве его должны были встретить другие родственники и это вселяло робкую надежду, что все закончится благополучно. Но на перроне московского вокзала в бесконечном людском потоке дед куда-то пропал. Встречающие тщетно пытались его отыскать. Следы старика затерялись.


В России количество без вести пропадающих людей ежегодно превышает численность британской армии.Можно представить ужас, который испытал дедушка, когда осознал свое положение. Кругом люди, но ни одного знакомого лица. Старик мог забыть, как и где оказался. Что делать и куда идти, ему было неведомо. И, скорее всего, он растворился в огромной армии без вести пропавших.


Согласно статистике МВД России ежегодно на бескрайних просторах страны исчезает более ста тысяч человек – это больше численности британской армии. Каждый год без вести пропавших становится больше в среднем на несколько тысяч человек.


По Татарстану статистические данные об исчезнувших людях, конечно, скромнее. Но даже эти цифры поражают. Так, за 9 месяцев этого года МВД республики зафиксировало 1810 пропавших без вести. Правда, почти тысяча человек благополучно нашлась: либо сами или же были найдены сотрудниками отделов розыска. В то же время 495 граждан числились как утратившие связи с родственниками. Из них милиционеры отыскали 172 человека. В настоящее время неизвестна судьба 834 татарстанцев. Это так называемый “остаток”, с учетом граждан, пропавших в предыдущие годы.


Куда исчезают люди

С проблемой без вести пропавших связано интересное явление, о котором стоит сказать особо. Общество наслышано о случаях, когда людей убивают, а тела их стараются спрятать так, чтобы никто не нашел. Обыватель насмотрелся (по телевизору) на утопленников с веревками на шее, на расчлененные и обгоревшие трупы, начитался страшных историй о тех несчастных, которых злодеи отправляют на тот свет, чтобы завладеть их машинами, квартирами. В осмыслении проблемы здесь налицо определенный перекос. Стоит только заговорить о без вести пропавших, как нашему человеку начинают мерещиться истлевшие мертвецы, отрезанные человеческие руки и головы.


Между тем исчезновение людей по криминальным причинам – лишь одна сторона медали. В общем количестве без вести пропавших эти факты отнюдь не преобладают. И здесь важно не мешать все в одну кучу. Как утверждают казанские оперативники-розыскники, чаще всего исчезновения людей все же связаны с простыми житейскими ситуациями. Поссорился человек с семьей, хлопнул дверью и ушел, а куда – не сказал. Или вдруг решил поехать к родственникам, никого не предупредив. Такие “артисты” вскоре благополучно объявляются перед родными. А бывает и так: идет человек по городу и вдруг у него схватывает сердце. Его везут в больницу, а документов при нем никаких.


Среди без вести пропавших много пожилых людей, страдающих провалами памяти, детей и подростков, которые убегают из интернатов и неблагополучных семей. По рассказам врачей, больных на память раздражает постоянный контроль над собой. Несмотря на столь специфическое состояние здоровья, они могут вполне осознавать, что находятся под присмотром, капризничать из-за этого. Стоит сопровождающему отвлечься, например, во время прогулки, больной направляется куда глаза глядят. В людском потоке он быстро теряется и уже не может самостоятельно найти дорогу домой. Чтобы избежать беды, людям, страдающим провалами памяти, родственники вкладывают в карман записку с его данными и домашним адресом. В некоторых случаях это помогает и потерявшегося быстро находят. Но иногда больные проявляют вредность и выбрасывают записку. Тогда возвращение под крышу родного дома может затянуться.


По словам старшего оперуполномоченного отдела организации розыскной работы УВД Казани подполковника милиции Салеха Мусаева, из интернатов, неблагополучных семей дети убегают, потому что им не хватает сердечных отношений, тепла и уюта. Иногда бежать вынуждает жестокое обращение с ними. Дети ищут лучшей доли, но на деле теряют связь с обществом. Так они оказываются в списках без вести пропавших.


Известны случаи, когда сорванцы странствуют в поисках приключений. Так, три оболтуса решили как-то покорить Америку. С этой целью один украл у родителей 500 долларов, другой стащил папин газовый пистолет. Третий доверился друзьям, брать из дома ничего не стал. “Путешественники” составили план и отправились в путь. Милиционеры разыскали их где-то около города Читы. “Покорители” Америки были растеряны, голодны и оборваны… Хорошо еще, что их нашли и вернули в семьи. Все могло закончиться намного хуже…


Преступников очень привлекает хорошая машина. Тем, что ее можно быстро продать и выручить довольно большие деньги. Жизнь человека по сравнению с таким соблазном в глазах злоумышленника обычно теряет цену. Он готов похоронить владельца машины в близлежащем лесочке. Похожая история произошла в Советском районе Казани. Несколько “братков” остановили легковушку и попросили водителя отвезти их по указанному адресу. Владелец машины согласился. Он доставил пассажиров куда надо, но… вместо оплаты за проезд неблагодарные пассажиры его убили, а тело спрятали.


В судьбах без вести пропавших трагическое переплетается с комическим. Об одном таком случае рассказал начальник ОУР Приволжского РУВД Казани капитан милиции Михаил Борохов. Несколько лет назад из столицы загадочно исчез “КамАЗ” с груженным под завязку прицепом. Года через три блюстители порядка обнаружили водителя в одной из квартир Казани. Как оказалось, он выехал в рейс, загулял, пропил “КамАЗ”, прицеп и груз и решил домой не возвращаться.


По словам начальника отдела организации розыскной работы УВД Казани подполковника милиции Сергея Хабибуллина, розыску без вести пропавших часто мешает неискренность их родственников, которые недоговаривают всей правды, скрывают дурные привычки и наклонности человека, то, чем он занимался на самом деле. По мнению милиционера, в подобных случаях перед оперативником нужно быть откровенным, как на исповеди. Ведь в розыске важна каждая деталь, мелочей в таком деле не бывает.


Когда неведение хуже горькой правды

Пережившие исчезновение близких вспоминают, что вначале происходящее воспринимается как нелепость. Кажется, человек где-то задержался и вот-вот появится. Но проходит время, а его все нет и нет. Родственники начинают обзванивать знакомых, морги, больницы. Когда собственные поиски не приносят результатов, обращаются в милицию. Заявление о пропаже близкого человека принимается в любой дежурной части, регистрируется, по факту обращения начинает работать следственно-оперативная группа. Материал, собранный сыщиками, передается для рассмотрения в прокуратуру. Если просматривается криминал, возбуждается уголовное дело. Если подобных признаков нет – прояснить судьбу человека поможет розыскное дело.


Самое трудное для родственника без вести пропавшего – состояние мучительного, тревожного ожидания. Тяжело бывает смириться со смертью близкого человека. Но тут, по крайней мере, существует драматическая ясность. Неведение же сжигает сердце. Люди теряют покой и сон, строят бесконечные предположения. От отчаяния начинают обращаться к гадалкам, экстрасенсам.


Иногда гнетущее чувство неведения толкает на отчаянные поступки. Когда в Кармадонском ущелье гигантский ледник Колка погубил киногруппу известного актера и режиссера Сергея Бодрова, их родственники, казалось, объявили войну самой природе. Ледник скрыл под собой тоннель, где предположительно могла укрыться и уцелеть пропавшая киногруппа. Близкие без вести пропавших по своей инициативе организовали беспрецедентные поисково-спасательные работы и прорыли-таки к нему шахту. Эксперты МЧС не уставали повторять об опасности, а главное, бессмысленности затеи. Ледник Колка двигался со столь сокрушительной силой, что стер все живое с лица земли. Но люди продолжали работать до тех пор, пока не иссякла последняя надежда на спасение их родственников.


Где решение?

Увеличение количества без вести пропавших, касающееся и Татарстана, происходит на фоне, когда этой проблеме уделяется все большее внимание. Четыре года назад в Казани появилось “Бюро регистрации несчастных случаев”, которое значительно облегчило жизнь как оперативникам-розыскникам, так и родственникам без вести пропавших. В банк данных бюро стекается информация из судебно-медицинских и милицейских учреждений города. Прежде родственники без вести пропавших не отрывались от телефона: обзванивали морги, больницы, отделения милиции. Теперь достаточно набрать номер 053, чтобы получить исчерпывающую информацию.


В экспертно-криминалистическом центре МВД РТ стали проводить сложные криминалистические ДНК-анализы. Это тоже большой плюс: еще совсем недавно их приходилось заказывать в Москве.


Почему же армия без вести пропадающих продолжает увеличиваться? Кто обеспечивает ей пополнение? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разложить проблему “по полочкам”. В специальной литературе встречается циничный термин: “чистый процент” без вести пропавших. Он учитывает людей, исчезающих из-за землетрясений, наводнений, катастроф, криминальных происшествий. К сожалению, это неизбежные, объективные потери, от которых никуда не деться. Ни в одной стране. Особенность же России в том, что пресловутый “чистый процент” без вести пропадающих приумножается здесь огромным количеством людей, которые деградируют, теряют социальные связи и в конце концов куда-то исчезают.


В чем же видится решение проблемы? Здесь мы вынуждены еще раз отделить пресловутый “чистый процент” от прочей массы без вести пропавших. В этом разделе будут небесполезны советы специалистов, как не оказаться без вести пропавшим. Желательно носить с собой документ, удостоверяющий личность. Сообщать родственникам о своем местонахождении. Не сажать в машину людей, не внушающих доверия. Вообще не рисковать зря жизнью. Оказывается, даже по грибы ходить одному нежелательно. Вдруг в лесу что-нибудь случится.


Раздел “чистый процент” без вести пропавших, прошу прощения, хорош тем, что тут все ясно. Люди, к сожалению, пропадают, но розыскники все-таки их ищут и зачастую находят. Куда сложнее ситуация с деклассированными элементами. Непонятно, что с ними делать: восстановить систему ЛТП (лечебно-трудовые профилактории) и отправлять их туда? Ввести в УК статью за тунеядство? Вроде бы время сейчас уже не то. Но и оставлять их без внимания, очевидно, тоже уже нельзя. Это же постоянное, готовое пополнение армии без вести пропавших.


Можно, конечно, уповать на то, что с оздоровлением государства все само собой поправится. Ведь больная, хилая страна и есть корень проблемы. Мы заполучили этот социально опасный подарок, когда в России резко отпустили вожжи порядка, дисциплины, ответственности людей. Выросла безработица, и десятки тысяч наших соотечественников оказались за бортом жизни, так и не нашли себе применения. Теперь же, под давлением обстоятельств, государство эти вожжи опять потихоньку натягивает. Несомненно, что на себе это почувствуют и деклассированные элементы. Будем надеяться, что и без вести пропадающих в России будет намного меньше, чем солдат в армии Великобритании.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще