Меры по обеспечению безопасности школ, необходимость которых после трагедии в Беслане стала очевидной и бесспорной, неожиданно напомнили о проблеме взаимодействия различных служб и ведомств. Например, борцы с огнем, инспектируя образовательные учреждения, думают о противопожарной безопасности. В то же время не дремлет и охрана школ, будь то частная или вневедомственная. Существует ли между представителями, в частности, милиции и пожарной охраны взаимопонимание, говорят ли они на одном языке? В одном из недавних номеров “РТ” было опубликовано письмо нашего читателя из Арска под заголовком “Какому богу кланяться?”, в котором он сообщает, что в школах района сотрудники милиции и противопожарной службы выдвигают противоположные требования: одни заставляют, например, ставить на окна решетки. Другие запрещают это делать. Из-за чего возникает путаница. Мы попросили прокомментировать ситуацию компетентных специалистов.
Заместитель начальника Управления Государственного пожарного надзора МЧС РТ Фарит Шамратов:
– В Татарстане около двух с половиной тысяч школ. Все они в начале учебного года проходят проверку на соблюдение правил пожарной безопасности. Обследование школ предполагает выполнение тех предписаний, которые мы сами же и выдвигаем согласно требованиям Государственного пожарного надзора. Это обычная практика. В требованиях черным по белому написано, что в учебных, культурно-зрелищных учреждениях запрещается устанавливать глухие решетки.
Здесь важно отметить одну разъясняющую деталь. Мы живем в стране, где ситуация с преступностью далеко не идеальная. Вопросам безопасности волей-неволей приходится уделять особое внимание. Решетки, конечно, нужны. Но в зданиях, где пребывает много людей, они должны быть распашными или открывающимися. Вспомните трагедию в Якутии, когда во время пожара в школе сгорело более 30 учеников. Беда произошла во многом из-за того, что это требование не соблюдалось. Дети устремились к окну, а на нем стояли решетки.
В требованиях четко прописано и то, какими должны быть двери в школах. Замки и запоры – легко открывающиеся! Но на ночь школу обычно наглухо закрывают изнутри, чтобы обезопасить ее от воров. В таком случае к ключам, которые хранятся у охранника или дежурного вахтера, обязательны бирки с указателем, какому замку они принадлежат. Это поможет в случае необходимости избежать путаницы и быстро открыть все двери.
В школах-интернатах, где ученики находятся постоянно, администрация часто задает вопрос: “Как нам жить с легко открывающимися дверями? Дети имеют возможность заходить и выходить, куда хотят, когда нужно и не нужно”.
Вопрос этот к директорам школ. Организуйте режим охраны, воспитывайте детей, объясняйте, что можно и чего нельзя. Это ваше дело.
На мой взгляд, ситуация, о которой идет речь, возникла из-за элементарного незнания правил пожарной безопасности, требований технической укрепленности помещений. Если бы они были соблюдены в точности, недоразумение вряд ли возникло бы.
Заместитель начальника Управления вневедомственной охраны при МВД РТ Валерий Харитонов:
– Нарекания и жалобы в наш адрес приходили до девяностых годов. Тогда еще не были выработаны единые подходы к решению подобных вопросов. Проблема разрешилась после утверждения Кабинетом Министров Татарстана “Правил по технической укрепленности объектов собственников РТ” и принятия совместного документа пожарных и службы вневедомственной охраны, регулирующего их взаимодействие. С тех пор механизм сотрудничества отработан. Допустим, речь идет об оборудовании объекта решетками. В таких случаях противопожарная служба и вневедомственная охрана придерживаются двух главных принципов. Изделие должно защищать имущество от посягательств, то есть быть достаточно прочным. В то же время не препятствовать эвакуации людей из помещения в случае пожара. Объект оборудуется раздвижными или распашными решетками. Решение достаточно простое, но устраивающее оба ведомства и, что немаловажно, собственника объекта.
Кроме того, в своей работе мы руководствуемся ведомственным документом, утвержденным министром внутренних дел РФ 6 ноября 2002 года. Приведу его название дословно: “Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормативы. Проектирование по защите объектов от преступных посягательств”. Здесь все расписано до мелочей: какие нужно устанавливать решетки на различные объекты. Скажем, овощному складу подойдет изделие простое. Зданию банка уже потребуются решетки другого класса. Понятно, что они должны быть более крепкими и изящными. В этом же документе, естественно, отражены и технические характеристики раздвижных и распашных решеток, которыми оборудуются школы.
Мы идем навстречу собственнику и помогаем ему разбираться в подобных тонкостях. Не припомню случая, чтобы наша работа, выполненная с учетом требований Государственной противопожарной службы, вызывала какие-то нарекания. Проблемы начинаются там, где их решением пытаются заняться дилетанты, где работы выполняются по-своему усмотрению, без консультаций со специалистами.
От автора
Если посмотреть на ситуацию взглядом стороннего наблюдателя, напрашивается вывод: директорам школ нужно поддерживать более тесные контакты с представителями вневедомственной охраны и противопожарной службы. Замки, решетки, запорные устройства устанавливать только после консультаций с ними. Это лучшее и наиболее простое решение проблемы. Было бы хорошо перед выполнением работ пригласить по одному компетентному сотруднику УВО и УГПС и “плясать” уже от их требований. Вряд ли придется потом что-то переделывать, тем более платить штраф.
В то же время обращает на себя внимание тот факт, что УВО и УГПС руководствуются требованиями и приказами своих ведомств. Да, в них многое учтено. Как уже отмечалось, имеется и совместный документ-соглашение. Тем не менее угроза несогласованности сохраняется. Проблему мог бы решить федеральный закон, который четко регулировал бы взаимодействие вневедомственной охраны и службы противопожарной безопасности. Но его, увы, пока нет.