Масхут Мифтахов: Штрафы должны быть адекватны нарушениям

Недавно в редакции “РТ” прошла очередная “Прямая связь”: в течение часа заместитель начальника УГИБДД МВД РТ Масхут Мифтахов по телефону отвечал на вопросы читателей газеты.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

information_items_1347367782

Заместитель начальника УГИБДД МВД РТ Масхут Мифтахов.Недавно в редакции “РТ” прошла очередная “Прямая связь”: в течение часа заместитель начальника УГИБДД МВД РТ Масхут Мифтахов по телефону отвечал на вопросы читателей газеты. Судя по количеству звонков, интерес читателей к автомобильным вопросам не ослабевает. Оно и понятно: сегодня в республике зарегистрировано 770 тысяч автомобилей, и каждый год добавляет 25-27 тысяч машин. Ситуацией на татарстанских дорогах интересуются и автолюбители, и, конечно, пешеходы.


Первым в редакцию дозвонился Виктор Николаев из Алексеевского района.


– Масхут Бахманович, у меня по обязательному автострахованию вопрос. Наше село находится далеко от города и даже от райцентра. В Казани я бываю не чаще раза в год. Мне шестьдесят пять лет, а “Москвичу” моему – двадцать. Почти полторы тысячи страховки для двух пенсионеров многовато. И есть ли смысл мне платить за мою машину полную сумму по ОСАГО, если вероятность столкновения с другим автомобилем у меня практически нулевая? Это ж деньги на ветер, получается.


– Тут я с вами полностью согласен – на мой взгляд, нужна определенная градация по месту жительства, – говорит Масхут Мифтахов. – Более того, думаю, можно бы и ветеранам, инвалидам – тем, кого принято называть представителями социально незащищенных слоев населения, снизить размеры обязательной страховки. К сожалению, не мы устанавливаем размеры страховых взносов, так что от ГИБДД здесь ничего не зависит. Правда, мы свои предложения на предмет такой градации уже направили в Госдуму РФ. Например, по значительному увеличению страховых взносов у нарушивших правила и совершивших ДТП. А за счет таких санкций можно существенно снизить размеры взносов для малоимущих.


– Может, пересмотрят?


– Хотелось бы, чтобы все по справедливости было…


– Но ведь медики утверждают, что пожилой водитель – где-то после шестидесяти-шестидесяти пяти лет представляет собой на дороге опасность, – уточняю я. – Мол, и реакция не та, и внимание рассеяно, болячки всякие от дороги отвлекают… То же и сельский житель, не привыкший ездить по загруженным городским трассам, может запросто растеряться и спровоцировать ДТП. Как же их не страховать?


– Спорить с медиками не берусь: они свое дело знают и, думаю, нездоровому человеку справку о его допуске к управлению транспортным средством не выдадут: для этого мы и требуем медицинское заключение у водителя при прохождении ТО. Но зато могу привести данные статистики. Где-то на десять тысяч нарушителей – один старше шестидесяти. Это же умудренные жизнью люди, они цену ей знают, да и темперамент уже не тот. С неопытными водителями практически то же самое – человек чувствует себя неуверенно, так что лихачить ему и в голову не придет. Есть, конечно, и аварии по неопытности, но они некрупные. Что можно повредить на скорости тридцать километров в час? Фару разбить или бок помять, но люди живы-здоровы останутся. Основной контингент нарушителей – это люди молодые, самоуверенные и бесшабашные, которым море по колено, у которых порой уже по двадцать лет водительского стажа, и они уверены, что все водительские хитрости постигли. Подавляющее большинство причин всех аварий – преступная халатность.


Не успевает замглавы УГИБДД положить трубку, как телефон звонит снова. В трубке бодрый старушечий говорок.


– Сынок, я имя-то твое не выговорю… Ты мне скажи – до каких пор пьяные за рулем ездить будут? Вон сосед у меня – редкий день трезвый, а из машины не вылезает. А у нас во дворе школа, не ровен час задавит кого?


– Как вас зовут?


– Анна Никитична я.


– Анна Никитична, вы затронули очень больную проблему. Но, думаю, теперь будет сложнее водителям – любителям спиртного. С 31 августа этого года принят закон, согласно которому у водителя, задержанного за рулем в нетрезвом состоянии, будет изыматься водительское удостоверение на два года. Всего за две недели сентября, по оперативным данным, задержаны пьяными за рулем 375 водителей только в Казани.


– Так их, пьяниц этих. – Обнадеженная пенсионерка прощается.


– Но ведь вроде существует в законе лазейка, – интересуюсь я. – Говорят, водитель имеет право отказаться от медицинского освидетельствования и за это полагается только штраф…


– Ну это все равно выльется в немалую сумму – штраф от тысячи рублей до двух тысяч или лишение прав на год, – говорит Масхут Бахманович. – Но тут, конечно, есть определенная недоработка. К сожалению, когда принимаются законы, не всегда учитывают мнение специалистов, а зря. Конечно, эти две статьи нужно было менять одновременно: допустим, увеличили бы штрафные санкции тысяч до двадцати – было бы действенно. Думаю, в ближайшее время штрафы подрастут.


Воспользовавшись передышкой в звонках, мы разбираем вопросы, записанные предварительно.


Пенсионера-инвалида Азата Нигматуллина интересует, какими льготами может воспользоваться при регистрации и прохождении ТО владелец автомобиля, полученного по линии Минсобеса.


– Инвалидам 1-й и 2-й групп, имеющим мотоколяски и автомобили, переданные в пользование Министерством социального обеспечения Республики Татарстан, при прохождении обязательного техосмотра предоставляются такие льготы: при наличии справки из районной налоговой инспекции (удостоверяющей, что его авто не является объектом налогообложения) они освобождаются от транспортного налога, за ТО инвалиды платят 100 рублей против обычных 250, а талон токсичности – “Чистый воздух” – они получают бесплатно.


Родители школьников, обучающихся в 118-й школе, что находится неподалеку от выезда на дорогу Казань – Набережные Челны, обеспокоены состоянием дорожного перехода, по которому дети идут на занятия. Дорога эта перегружена и днем, и ночью. Утром папы-мамы провожают детей до школы, а вот встретить их после занятий успевают не всегда.


– Огромная благодарность ГИБДД – на переходе стоит каждый день милицейская машина, так что водители едут здесь осторожно, – рассказывают они. – Но ведь пост-то непостоянный – его в любой день могут снять, и тогда начнется полная неразбериха.


– Опасения родителей небеспочвенны, – говорит М.Мифтахов. – Этот пост мы выставляем каждый год на первый месяц учебного года, чтобы обезопасить подзабывших правила поведения на дороге за летние каникулы ребятишек.


К сожалению, установить здесь светофор невозможно: дорога идет под горку, так что машины, двигающиеся со стороны Челнов, должны будут притормаживать на пригорке. А при трогании с места в гололед это грозит серьезными проблемами: только представьте себе груженый “КамАЗ”, который покатился назад. К тому же в сторону города в выходные дни поток машин бывает огромный. Светофор спровоцирует огромную пробку. А вот “зебру” сделаем обязательно в ближайшее время (кстати, 24 сентября, через неделю после проведения “Прямой связи” “пешеходка” появилась. – Авт.). И еще. Насчет постоянного поста не обещаю, но временный – на несколько утренних и послеобеденных часов, думаю, можно будет организовать.


Еще один звонок.


– Вас из Казани беспокоят, меня зовут Лилия Хамитова. Я знаю, что с января этого года грузовикам более трех с половиной тонн разрешается выезжать на левую крайнюю полосу на многополосной дороге только в случае, если он поворачивает налево или разворачивается. Но правило-то нарушается на каждом шагу – как влезет здоровенный чадящий “КамАЗ” на левую полосу, так и глотай за ним гарь и пыль. Почему за этим никто не следит?


– Почему не следит? И выявляем, и наказываем. Только тут в чем хитрость? Пункт, запрещающий грузовику двигаться по левой крайней полосе, есть, а штраф за его нарушение – пятьдесят рублей. Будут такие штрафные санкции действенными? Вряд ли. В этой связи мне такой случай припоминается. Во времена перестройки Горбачев такой лозунг выдвинул: “Что не запрещено, то разрешено”. Именно тогда был огромный всплеск заказных убийств, разборок среди “новых русских”. И хоронили они своих соратников с большой помпой: траурная колонна из пятидесяти машин была не редкостью на дорогах Казани. Движение, конечно, перегораживали, по часу народ в пробках томился. И в феврале 1989-го Правительство наше издало распоряжение: полгода лишения прав за несанкционированное движение колонной. Для того чтобы навести порядок, потребовалось всего три наших рейда: например, во время одного из них из семидесяти водителей, ехавших в такой колонне, без водительского удостоверения остались шестьдесят пять. Больше траурных кортежей в Казани не наблюдалось… Так и с грузовиками, нарушающими правила, единственный выход – увеличить штраф.


Владелец “Вольво”, не пожелавший назвать свою фамилию, выразил свое возмущение “произволом гаишников”:


– Меня остановили в городе сотрудники ГИБДД и захотели осмотреть машину. Известно же, что обыски машин проводят только на контрольных постах милиции на въезде-выезде из города. Талон о техосмотре – на стекле, так с какой стати меня останавливают и обыскивают?


– Не обыскивают, а досматривают – большая разница, между прочим, – замечает М. Мифтахов. – К тому же это вынужденная мера – и временная. Сейчас в связи с событиями в Беслане вся милиция, а следовательно и ГИБДД, работают в усиленном режиме. По закону вы имеете право отказать в осмотре машины. Однако, думаю, к вежливой просьбе провести досмотр багажника, салона автомобиля можно отнестись с пониманием. Как правило, законопослушного гражданина это не раздражает, а пользу порой приносит ощутимую. Так, например, в начале сентября мы остановили машину на нижнекамской трассе – в мешке с картошкой были спрятаны два автомата и патроны.


Выяснив, что в “РТ” проходит “прямое общение с ГИБДД”, ситуацией воспользовались сотрудники издательства. Всех их волнует состояние пешеходного перехода от остановки “Молодежный центр”.


– Пробежать добрых двенадцать метров за семь секунд, пока горит “зеленый”, по силам разве что хорошему спортсмену. Приходится переходить в два-три приема – добежал до середины, отдышался, подожди, пока машины проедут. Потом еще рывок. А уж если на автобусной остановке стоят два-три “Икаруса”, то дело вообще – труба. Неужели нельзя отрегулировать светофор?


– Переход напротив издательства – наша проблема. Уже дано задание службам об изучении здесь обстановки. (Меры приняты, с 30 сентября “зеленый” для пешеходов горит на 5 секунд дольше. Больше, к сожалению, нельзя – чревато заторами. – Авт.).


Ирина Стриженова из Казани, водитель со стажем, утверждает, что ездить по городу все сложнее и сложнее: заторы, пробки. И спрашивает: можно ли что-нибудь сделать и какие меры предпринимает ГИБДД?


– Казанские дороги поистине сегодня “труднопроходимы”, – соглашается Масхут Бахманович. – Особенно центр города – район улиц Чехова, Вишневского – днем действительно нелегко проехать. Это связано и с непрерывно увеличивающимся потоком машин, и с ремонтными работами. В связи со строительством метро и подготовкой к празднованию тысячелетия Казани во многих местах перекрывается движение, копают… Но скоро будет полегче. Так, например, на перекрестке Ершова-Вишневского строится двухуровневая развязка – строители должны сдать ее к двадцатому октября этого года. Через месяц здесь откроется движение, так что напряжение спадет.


На улицах Вишневского и Чехова установлены знаки “остановка запрещена”, чтобы стоящие машины не затрудняли проезд. Сейчас уже законодательно утверждена так называемая насильственная эвакуация автомобилей-нарушителей на стоянки. Только первого сентября было эвакуировано двадцать семь машин.


Сейчас на этих двух улицах в две смены дежурят двадцать восемь инспекторов.


К 30 августа будущего года будет запущено движение по улице Профсоюзной, заработает мост через Казанку.


А вообще, для решения транспортных проблем нужна программа. Должны быть созданы работающие службы парковки, строиться новые подземные и надземные стоянки. Летом этого года на одном из заседаний Кабинета Министров республики шел разговор о создании специальной парковочной комиссии.


– Очень долго приходится ждать патруля ГИБДД для оформления протокола при ДТП, – сетует казанец Игорь Васильев. – Мы, например, простояли четыре часа, пока подъехал патруль.


– Да, сегодня ждать экипажа ГИБДД приходится и по семь часов, – соглашается Масхут Бахманович. – После введения обязательного автострахования число вызовов существенно возросло. Но и наша недоработка есть, не скрываю. Думаю, здесь еще нужно пересмотреть организацию и план расстановки постов. Так, например, сегодня в Казани мы выставляем четыре экипажа только для оформления протоколов по ДТП. И ездят они по всему городу – из конца в конец. Времени уходит много, бензина – прорва, а уж если в пробку экипаж попадет… По всей видимости, придется “районировать” экипажи. Например, два экипажа будут обслуживать Московский и Кировский районы и не выезжать в центральную часть города. И так – по зонам.


И буквально за несколько минут до окончания “Прямой связи” в редакцию дозвонился ветеран, инвалид Великой Отечественной войны Николай Михайлович Михайлов. Думаете, на молодежь жаловался или на грубиянов водителей маршруток? Как бы не так! Он решил восстановить водительское удостоверение:


– Я с 1936-го по 1980-й годы шофером работал. Потом заболел: больница да операция, права переоформить не успел – не до того было. Как бы мне их восстановить?


– Вы где живете?


– На Шатурской.


– От вас до управления идет троллейбус №4. Завтра приезжайте в Управление ГИБДД, что возле парка Петрова, к восьми утра, ко мне. Дежурный вас проведет.


– Неужели он сможет в таком возрасте ездить, – сомневаюсь я, после того как дед положил трубку. – Ведь ему под девяносто – медики справку не дадут…


– Он же водитель, так что все требования знает, – возражает Масхут Бахманович. – В других странах восьмидесятилетний водитель никого не удивляет, а чем наши старики хуже? Они еще фору молодым дадут! (Дедушка пришел к назначенному времени, так что сейчас его документы уже готовятся. – Авт.).

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще