На днях в Центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей МВД РТ состоялась встреча бывших воспитанников. Это уже вторая акция такого рода, и, как надеются сотрудники центра, такие встречи станут традицией.
Вот уже восемьдесят лет в Татарстане существует это учреждение. В постреволюционные и послевоенные годы сюда чаще принимали бездомных сирот, уличных попрошаек, малолетних скитальцев в поисках лучшей жизни, чтобы дети не стали легкой добычей для взрослых преступников, обучающих малышню премудростям воровской профессии.
Сколько лет прошло, но и сегодня в центр попадают все те же беспризорники, попрошайки, воришки. К сожалению, проведя здесь определенный срок, кое-кто из них возвращается к старым друзьям и прежним занятиям. Есть и такие, кто становится постоянным обитателем “закрытых учреждений”.
Как разорвать эту цепочку, оградить единожды оступившихся ребят от рецидива? Только слов о необходимости исправления явно недостаточно, нужны живые, убедительные примеры. Вот и появилась год назад у начальника центра Фидаиля Хабибуллина идея – пригласить в гости ребят, бывших воспитанников, уже окончивших спецучилища и ставших на путь истинный. Чем не пример для подражания нынешним трудным подросткам?
В прошлом году для пробы пригласили лишь троих. Видели бы вы, с каким интересом прислушивались обитатели центра к словам своих повзрослевших и помудревших гостей! В этом году пообщаться с воспитанниками центра пришли уже пятнадцать мальчишек и девчонок. Половина из них пока обучается в спецшколе закрытого типа в поселке Левченко. Остальные, уже вполне взрослые, сейчас налаживают свою жизнь.
Лиля, например, свой первый важный документ о профессии швеи-мотористки получила в спецучилище в Ишимбае, куда была направлена после двухмесячного пребывания в республиканском центре. Потом решила учиться дальше и освоила профессию модельера-конструктора. Учеба давалась легко, нынче Лиля уже окончила КГУ по специальности “Программист” и московский колледж, получив еще одну профессию – менеджера-экономиста.
А вот с Дашей, попавшей в центр два года назад, воспитатели мучились долго. Девчонка закатывала истерики, грубила. Родную мать, приехавшую к ней на свидание, своим поведением довела до сердечного приступа. Но сумела-таки взяться за ум: из ишимбайского спецучилища Дарью освободили за хорошее поведение на три месяца раньше положенного срока. Сейчас, обучаясь в техникуме заочно, она работает в социально-реабилитационном приюте для детей и подростков с девиантным поведением.
За шестнадцатилетнего Шамиля, приехавшего из Буинска, воспитатели порадовались особо. Раньше он был частым гостем в милиции, но и в его жизни произошли перемены к лучшему. Мальчишку усыновили, сейчас он живет в нормальной семье.
Вместе со своими воспитанниками в Казань приехал директор спецшколы из поселка Левченко Нафис Галлямов. Сам он тоже вырос в детдоме, так что проблемы “запущенных” детей знает не понаслышке. Сейчас в Казани, в центре находится его ученик – Саша. Мальчик из трудных, дважды сбегал из спецшколы. Последний раз удрал, когда ему только-только начали лечить сильно гноившуюся руку.
– Обидно было, конечно, что он сбежал, – рассказывает Н.Галлямов. – Но даже не в этом проблема – нашли бы. Он ведь мог без руки остаться, там чуть ли не гангрена начиналась!
Так что “выловленному” Сашке в первую очередь досталось не за побег, а за неоконченное лечение. И мальчишка задумался: ведь впервые в жизни позаботились о нем, о его здоровье, не пеняя на поведение… “Понять и поверить, вот что главное”, – утверждает Нафис Асгатович. И мальчишки, если удается достучаться до их замерзших от человеческой жестокости сердечек, уже не подводят воспитателя.
Так, Сергея, бывшего воспитанника центра, начальник отпустил под честное слово. Мальчишка-сирота как-то узнал, что мать его похоронена на кладбище в Самосырове, все хотел найти ее могилу. Но при этом думал, что начальник не отпустит, не захочет брать на себя такую ответственность. Отпустил и даже денег дал на дорогу! Нужно ли говорить, что Сергей вернулся в школу в назначенный час, ни на минуту не опоздав?
…Послушав истории своих предшественников, кто-то из двадцати нынешних юных “узников” наверняка призадумается. У них у всех еще есть время, чтобы принять первое в жизни правильное решение…