В Вахитовском суде Казани начался судебный процесс над участниками международной преступной группы, организовавшей транзит героина из Таджикистана. Она создала отлаженный канал поставки наркотиков, разветвленную дилерскую сеть. Сотрудникам республиканского Управления Федеральной службы наркоконтроля РФ удалось за короткий срок “вычислить” всю наркотическую цепочку, а впоследствии и пресечь деятельность криминальной структуры.
Цыганская “баронесса”
1 июля 2003 года в нашей республике было создано территориальное управление Госнаркоконтроля (ныне Федеральная служба наркоконтроля), а уже спустя три недели его оперативная служба завела первое крупное дело под кодовым названием “Транзит”. Основанием для этого послужила поступившая из Москвы информация о том, что одна из казанских преступных группировок организовала транзит героина из Средней Азии через Татарстан в другие регионы Поволжья.
В конце августа 2003-го оперативная работа дала первый серьезный результат: в поезде “Казань – Нижний Новгород” была задержана 56-летняя цыганка Анастасия Чурон. В ее цветастой одежде был обнаружен матерчатый пояс, где хранилось полкило героина. Только некоторое время спустя татарстанцы выяснили, что за “рыбка” попала в их сети. Оказывается, эта женщина уже более двадцати лет известна правоохранительным органам Москвы и Украины как наркоторговка. И столичные наркополицейские уже давно “точили зуб” на предприимчивую особу, но взять ее с поличным не удавалось.
В свое время начинала Анастасия с розничной торговли растительными наркотиками, по молодости три раза даже попадала на скамью подсудимых, но каждый раз отделывалась условным сроком. С годами стала осторожнее, опытнее и превратилась в настоящую “наркобаронессу”. По оперативным данным, под ее руководством была организована транспортировка крупных партий героина в Центральном и Поволжском регионах страны. Сама Чурон наркотики уже давно не возила (этим занимались ее многочисленные курьерши-соплеменницы), зато частенько сопровождала их в поездках, контролируя, как выполняется задание.
Однако в Казани у цыганки вышла промашка. В начале августа 2003-го она заказала партию героина, за которой в столицу Татарстана отправилась курьерша. Последняя должна была переправить груз через Нижний Новгород в Москву, а “баронесса” – проконтролировать перевозку. Но надо же такому случиться: перевозчица попала в аварию, и выгодная сделка оказалась на грани срыва.
Тогда-то Чурон и решила “тряхнуть стариной”. В Казани цыганку встретили, отвезли на квартиру… Арестовали “наркомадам” в поезде уже за пределами Татарстана. Дело в том, что за ней все это время бдительно следили наркополицейские и не тронули ее на “явочной квартире”, чтобы не спугнуть казанского посредника.
Как уже писала наша газета в феврале с.г., в отношении Анастасии Чурон было возбуждено уголовное дело, и даже наказание ей вынесли – семь лет (снова условно), с испытательным сроком в пять лет. Чурон освободили в зале суда, ей тут же был возвращен паспорт, хотя по закону это возможно только по истечении десяти дней.
Прокуратура РТ, посчитавшая приговор районного суда слишком мягким, внесла кассационное представление в Верховный суд Татарстана. После разбирательства в высшей судебной инстанции республики уголовное дело было возвращено на повторное рассмотрение с формулировкой “неоправданно мягкий приговор”. Однако к тому времени Чурон уже и след простыл. Ее объявили в международный розыск.
Открыть “свое дело” не удалось
И вот цыганка снова отвечает на вопросы следователей, едва ли догадываясь, что оперативная разработка по ее делу продолжается. Ведь во время своего вояжа в Казань Чурон, сама того не подозревая, вывела сыщиков на местного представителя наркобизнеса, 44-летнего Михаила. К счастью, сведения об аресте цыганской “баронессы” до него не дошли. Иначе смотал бы он удочки и – ищи-свищи…
На этом этапе к операции подключились сотрудники республиканского управления ФСБ. Удалось выяснить, что упомянутый выше Михаил готовится к поездке в Таджикистан за партией героина. В конце октября он одолжил у приятеля “Ниву” и с двумя помощниками отправился в путь. Через пару дней на всех контрольно-пропускных постах милиции их уже ждали специально подготовленные люди, но курьеры появились лишь через две недели. Их негласно проводили до Казани и повязали во дворе двухэтажного коттеджа Михаила.
В “Ниве” был обнаружен рюкзак с девятью килограммами героина. В отношении трех задержанных следственная служба возбудила уголовное дело по статье “Контрабанда наркотиков”. Михаил не стал отпираться, однако заявил, что он – всего лишь звено в международной дилерской цепочке. С поставщиками героина Михаил подружился в Таджикистане, когда возил оттуда фрукты и овощи на продажу. С его помощью и были налажены каналы поставки крупных партий наркотиков в несколько регионов Поволжья через Казань. Часть зелья оставалась в столице Татарстана и через одну из местных группировок распространялась небольшими партиями по мелким сбытчикам.
Но если раньше Михаил со товарищи выступали исключительно в роли курьеров, то на этот раз они решили подзаработать еще и на перепродаже зелья – открыть, так сказать, “свое дело”. Героин под прикрытием бандитской “крыши” предполагали сбывать в Казани, Москве и Нижнем Новгороде.
Правда, оперативники ожидали, что на этот раз в Казань прибудет партия вдвое больше изъятой. Причину нестыковки между оперативной информацией и результатами операции объяснил сам Михаил. Оказывается, в последний момент груз героина был поделен на две части, и одну из них отправили напрямую в Екатеринбург, где находится “координационный центр” наркотрафика.
Наркоманы не получили 750 тысяч доз
Разработку канала необходимо было продолжить. Наркополицейские хорошо понимали: закончи они операцию на данном этапе – и “координаторы” трафика через некоторое время неизбежно найдут нового курьера, восстановят разорванную цепочку. А так оперативная ниточка вывела следственную группу на двух членов этнической преступной группировки – уроженцев Таджикистана Эдибека и Рустамбека, проживающих в Екатеринбурге. И в один прекрасный день к ним пришли люди, желающие купить “пробную партию” в четыре килограмма героина.
Разумеется, в роли покупателей выступали сотрудники как республиканского управления, так и Главного оперативного управления Госнаркоконтроля, Свердловского территориального подразделения. Но таджикским наркодилерам они представились членами челнинской группировки “Тридцатники”. Весьма правдоподобно поведали, что собираются заняться новым бизнесом и ищут надежных партнеров. Таджики обещали подумать. Спустя сутки Эдибек привез товар – три килограмма героина. Еще килограмм наркотика некоторое время спустя доставил Рустамбек. Героин взвесили, “Тридцатники” расплатились (мечеными купюрами), после чего на руках торговцев зельем защелкнулись наручники.
Так в результате совместной операции казанских, московских и екатеринбургских сотрудников наркоконтроля и УФСБ по РТ из преступного оборота было изъято 13,5 килограмма героина. Из такого количества зелья можно было изготовить более 750 тысяч доз.
Распутан еще один клубок
Арестованные были этапированы в Казань. Здесь, помимо “незаконного хранения и сбыта наркотиков в особо крупном размере в составе организованной группы”, им было предъявлено обвинение в контрабанде наркотиков. А следователи наконец полностью восстановили схему работы международной команды.
Как следует из материалов дела, в начале 2001 года таджикский авторитет по кличке Мурад решил заняться торговлей героином в России. Наладил связи в кругах таджикской наркомафии, заручился поддержкой лидеров местных группировок, через своих людей нашел посредников и нанял курьеров. Координатором “черного бизнеса” на территории России поставил своего дальнего родственника Эдибека, контролером казанского канала стал Михаил.
Первую операцию группа провернула в апреле 2001-го. У своих земляков Мурад купил восемь килограммов героина. Некоторое время спустя в таджикский город Худжант за рулем собственного “КамАЗа” прибыл Михаил. Пока в кузов грузовика загружали сухофрукты, Михаил припрятал в кабине сумку с героином. Границу пересек без проблем.
Прибыв в Казань, Михаил закопал героин у себя на приусадебном участке. Спустя три недели в столицу Татарстана приехал сам Мурад. К тому времени он уже нашел покупателя на товар. Вместе с Михаилом они перевезли всю партию в Екатеринбург, где продали местным наркодилерам. Позднее Михаил перевел вырученные деньги на подставных лиц – для Мурада.
По аналогичной схеме менее чем за три года Михаил сделал пять рейсов и в общей сложности вывез из Таджикистана около 40 килограммов героина. Товар в дальнейшем следовал не только в Екатеринбург, но также в Нижний Новгород и Москву. А весной 2002 года Мурад продал полтора килограмма наркотика той самой Анастасии Чурон, с задержания которой все и началось.
В ходе следствия десять уголовных дел по всем обвиняемым и отдельным эпизодам преступной деятельности группы были объединены в одно производство. В начале мая обвиняемые начали знакомство с материалами дела, в конце июня оно было передано на рассмотрение в Вахитовский суд Казани.
***
Тем временем …
В Татарстане продолжается оперативно-профилактическая операция “Мак”, направленная на пресечение преступлений, связанных с наркотиками растительного происхождения. Регулярно проводятся рейды не только по сельским районам республики, но и в городах. В некоторых дворах Казани, особенно в Авиастроительном, Вахитовском районах, обнаружены настоящие заросли конопли. Выяснилось, что никто не культивирует: сама по себе растет, дичком. Но этот факт, заявляют в Управлении наркоконтроля, не освобождает от ответственности жилищно-коммунальные предприятия. Многим ЖЭУ уже вручены соответствующие предписания. Если управление в течение десяти суток не уничтожит коноплю на подведомственной ему территории, то его должностным лицам грозит штраф: от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда.
Операция “Мак” продолжится в Татарстане до октября. Сообщать о местах произрастания мака, конопли и других наркосодержащих растений можно по “телефону доверия” Управления наркоконтроля – 73-43-45.