Не успел Татарстан оплакать жертв дорожной аварии в Альметьевском районе, где 10 августа погибли пять человек, как через четыре дня в Апастовском районе происходит еще более страшное ДТП – тринадцать жизней унесло субботнее столкновение на дороге…
Високосный 2004 год становится поистине черным для татарстанцев по части трагедий на дорогах. Печальный список начался 24 марта, когда на участке трассы Москва – Уфа столкнулись автобус “Чавдар” и “Волга”, пятеро погибли. 13 мая памятно аварией в Лаишевском районе и тоже пятью жертвами. 23 мая, Альметьевский район: пять погибших. 17 июля, Высокогорский район: столкновение двух авто, пять смертей. 26 июля, Бугульминский район: пять жертв…
Водители привыкли сетовать на “жестоких гаишников” и плохие дороги. Никто не спорит, республиканские магистрали далеки от совершенства, сотрудники ГИБДД далеко не всегда так снисходительны, как кому-то хотелось бы. Но чем объяснить тот факт, что все пять крупных дорожных аварий – “трассовые”, где нет ни пробок, ни постов придирчивых стражей дорог, и на участках с далеко не самым плохим покрытием? Чтобы понять причины, не нужно быть подкованным аналитиком: во всех пяти случаях – выезд на встречную полосу, неправильно выбранная скорость, попросту превышение. Так, в последнем ДТП, по предварительным данным, “Фольксваген” “влетел” в “Газель” на скорости около 150 километров в час. Но водитель пытался тормозить! Выходит, до торможения скорость была еще выше?
Весьма неспокойная обстановка на дорогах стала темой внеочередного заседания Комиссии по безопасности дорожного движения при Кабинете Министров РТ. По мнению министра транспорта и дорожного хозяйства Владимира Швецова, возглавляющего эту комиссию, масштабы аварийности заставляют говорить о катастрофичности ситуации. По данным ГИБДД, за семь прошедших месяцев на дорогах республики зафиксировано 3,1 тысячи дорожно-транспортных происшествий (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост на 10 процентов), в которых 400 человек (на 9,6 процента больше) погибли, почти 4 тысячи травмированы. А почти половина из 760 тысяч нарушений правил дорожного движения, запротоколированных ГИБДД, – превышение скорости. Вот он, правовой нигилизм наших водителей, во всей красе…
Для предотвращения ДТП с тяжкими последствиями уже принят ряд профилактических мер. Начальник татарстанской ГИБДД Рифкат Минниханов отметил, что посты ДПС и маршруты патрулирования приближены к наиболее аварийным участкам. Особое внимание уделяется пресечению грубых нарушений правил дорожного движения. Чтобы снизить тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий, организовано обучение личного состава Госавтоинспекции правилам оказания первой доврачебной помощи.
Кстати, вопрос о помощи пострадавшим в авариях до приезда врачей поднимается уже не впервые. Согласно данным мировой статистики сорок процентов смертей в ДТП происходят из-за несвоевременного оказания помощи. А в половине случаев своевременная помощь могла бы существенно снизить тяжесть последствий травм. По мнению первого заместителя министра по делам ГО и ЧС РТ Минзагита Заганшина, несколько разрядить ситуацию на дорогах могли бы так называемые трассовые спецотряды, в состав которых войдут спасатели и квалифицированные медики. Такие отряды должны нести вахту на наиболее проблемных и загруженных трассах – к примеру, на автодорогах Казань – Ульяновск, Казань – Оренбург, Казань – Пермь.
Подобный отряд численностью 18 человек уже создан в Мамадыше и призван обслуживать трассу Казань – Набережные Челны. Но станет ли это панацеей? Дело в том, что, по статистике, на этот раз медицинской, наиболее действенной считается помощь, оказанная в первые 20-30 минут с момента травмы. А длина данной трассы – более двухсот километров. Смогут спасатели проехать за двадцать минут хотя бы половину пути? Сами медики предлагают такой вариант: во всех районных больницах, расположенных неподалеку от крупных автотрасс, нужно создать дополнительные бригады скорой помощи, обеспечить их транспортом и оперативной связью. Это даст ожидаемый эффект.
Весьма действенным фактором может стать и ужесточение Кодекса об административных правонарушениях РФ. УГИБДД МВД республики уже разработало ряд предложений по внесению изменений в кодекс, которые поддержаны властями Татарстана и направлены в законодательные органы России.
И, конечно, нужно повышать уровень подготовки людей, которые садятся за руль. Без малого треть дорожных коллизий – на совести водителей со стажем менее двух лет. По данным ГИБДД, почти треть курсантов, претендующих на получение прав, не сдают теоретический экзамен с первого раза, а с практическим – непосредственно вождением – справляется с ходу лишь каждый четвертый.
Заместитель министра внутренних дел РТ Рафил Нугуманов сообщил, что с понедельника в Татарстане началась операция “Автобус”, которая продлится до 29 августа.
Завершая заседание комиссии, Владимир Швецов заявил: “Шквал крупных аварий нужно остановить объединением усилий всех служб”.