Суда малые, но проблемы с ними большие

Купаясь в реке или отправляясь в путешествие на теплоходе, мало кто из нас задумывается, что на водоемах могут встретиться опасные нарушители движения.

Автор статьи: Виктория ОСИНИНА

information_items_1347367778

Купаясь в реке или отправляясь в путешествие на теплоходе, мало кто из нас задумывается, что на водоемах могут встретиться опасные нарушители движения.


Да, и здесь есть свои правила “дорожного” движения, которые его участники обязаны соблюдать. Иначе не избежать беды. А следят за этим сотрудники Государственной инспекции маломерных судов при МЧС РТ, которой нынче, кстати, исполнилось ровно двадцать лет.


О том, как появилась такая служба, нам рассказал ее начальник Завдат Невметов:


– Я предлагаю вспомнить восьмидесятые годы. Тогда люди стали жить получше и у многих наряду с машинами появились моторные лодки. “Моторки” стали любимым в народе плавсредством. Отсюда возникла необходимость их учета, контроля над техническим состоянием и безопасным передвижением на водах. При ОСВОДе была создана навигационно-техническая инспекция, в обязанности которой вменялось следить за эксплуатацией, техническим состоянием маломерных судов, вести их учет. Но практика показала, что такие лодки не столь безобидное плавсредство, как казалось поначалу. Кроме того, что “моторки” загрязняют окружающую среду, они стали еще и самым ходовым транспортом для браконьеров.


Но ОСВОД – организация общественная, и наказывать нарушителей она не могла. Назрела необходимость создания государственной структуры, наделенной соответствующими правами и полномочиями. Так и появилась созданная постановлением Совета Министров СССР Государственная инспекция по маломерным судам. Возник, правда, в Москве вопрос, какому ведомству отдать новоявленную структуру. Поскольку от нее все службы отказывались, решено было, что на местах сами распорядятся, под чьим началом инспекторам работать.


Вот так 2 августа 1984 года в состав Министерства жилищно-коммунального хозяйства Татарстана вошла вместе со спасательными станциями и Государственная инспекция по маломерным судам.


Потом она побывала в составе республиканского Министерства охраны природы. В 1998 году к Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям отошли спасатели, а год назад – и вся инспекция.


Побывали мы и на борту инспекторского теплохода.


Ветерок колышет российский флаг на корме. Наш собеседник – старший инспектор Олег Карлов.


– На учете у нас около тридцати тысяч маломерных судов, – поясняет он. – И каждый хозяин лодки или катера, прежде чем отчалить впервые от берега, должен обязательно сдать “на права”, пройти технический осмотр своего суденышка. Контролируют все это в республике пятьдесят инспекторов. Замечу: работа наша – не сахар. С ранней весны, как только вскроется лед, и до самой поздней осени бороздим мы водные просторы. На воде, как и на земле, правила строгие. Не раз бывали случаи, когда друг с другом сталкивались лодки. Сейчас многие на свои суденышки мощные моторы японские ставят. И представьте, к какой трагедии могут привести на большой скорости нарушения правил и столкновение двух лодок… С начала этого сезона инспекторами уже около трехсот нарушителей задержано, а за год эта цифра до полутора тысяч доходит.


Нарушители у нас, почти как и у гаишников, – те, что оказались на воде без техосмотра своего судна, без регистрации, без прав судоводителя, спасательных средств, навигационных огней, заплыли куда не положено – в акваторию речного порта или пляжа, например. За такие дела мы штрафуем. А за грубейшее нарушение, за управление судном в состоянии алкогольного опьянения или неисправность, угрожающую безопасности плавания, мотор или даже лодку имеем право конфисковать и отправить на штрафную стоянку. За год на ней до полусотни лодок и сотни моторов собирается.


Любой, кто лодкой обзавелся, в своих же интересах должен получить права на ее вождение. Иначе, не зная, как на воде дорогу уступить, как пересечь линию судоходного движения, лучше вообще за руль плавсредства не садиться.


Водным патрулированием работа сотрудников инспекции не ограничивается. К примеру, до наступления купального сезона водолазы наши все пляжи обследуют. За зиму к берегам какого только хлама не прибивает – и проволоку извлекают, и стекло, и топляки, и коряги… Нынче по республике сорок пляжей обследовали. На таких чистых местах купаться, конечно, безопаснее. Но народ ведь любит места поукромней, а там на дне что угодно оказаться может.


Да что там “поукромней”. Недавно в Челнах мужчина в котловане строительном посреди города погиб.


Пока служба спасателей не была отделена от инспекции, мы за все ЧП на воде отвечали. Кто на пляже тонуть начнет, кто в месте запретном купается и тоже в неприятность попадает – все были нашими “клиентами”. Да и к лодке подплываешь, бывает, а она того гляди зачерпнет через край – столько в ней пассажиров, да еще и подвыпивших. Какие уж тут меры безопасности! Пара пустяков в воду свалиться.


Понятно, что нашу инспекцию, как орган надзирательный и карательный, возможно, побаиваются и не любят. Но представьте, что творилось бы на водных и сухопутных дорогах, если бы в одночасье исчезли и мы, и гаишники…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще