Первый вице-премьер РТ Равиль Муратов, открывая в минувшую среду заседание Республиканской комиссии по разработке стратегии антикоррупционной политики, дал понять приглашенным на заседание журналистам, что в этой сфере теперь нет белых пятен. “Читайте роман Бориса Акунина “Пелагия и белый бульдог”, там про коррупцию все ясно написано, – посоветовал он представителям прессы. – Я даже могу вам точно сказать, в какой главе”.
Но беллетристика – это одно, а жизнь все-таки – другое. Члены комиссии сочли необходимым привлечь к разработке стратегии московских светил. В частности, на заседании выступил директор фонда “ИНДЕМ” Георгий Сатаров, блиставший на политической арене в эпоху правления Бориса Ельцина. В Татарстане он намерен провести “глубокую разведку” и диагностику коррупции, вскрыть ее глубинные корни. Для этого команда Сатарова планирует проанализировать нормативные акты (не в них ли кроется благодатная база для коррупции), провести социологические исследования, поработать с фокус-группами разных слоев населения, в том числе и с предпринимателями, которые были вынуждены отказаться от своего дела, организовать глубинные интервью с представителями власти и бизнеса, широко проанкетировать население. Погрешность в исследованиях составит не более двух процентов, убеждают социологи.
Словом, чтобы бороться с коррупцией в обществе, необходимо знать ее корни, пути распространения и среду обитания. Видимо, все-таки “Пелагия и белый бульдог” не является для москвичей таким уж бесспорным учебником. Они не прочь всерьез покопаться в этом явлении, тем более что в масштабах России провести полноценное исследование такого рода пока не удавалось. В 2001 году в стране были сделаны первые шаги в этом направлении, некоторые результаты получены, но они наделали столько шума, что об итогах исследования сочли за благо забыть.
С другой стороны, в Татарстане эту работу поддерживает и направляет Президент республики, поэтому есть надежда, что она будет доведена до конца. Когда? В России, признался Георгий Сатаров, от рождения идеи до ее реализации проходит 4-6 лет. Что касается Татарстана, то фонд “ИНДЕМ” обещает уже к октябрю завершить исследования и предложить комиссии проект стратегии.
Что планируется сделать на первом этапе? Будет проведен опрос простых граждан, предпринимателей и представителей власти, ее разных ветвей. Для каждой категории разработан свой вариант анкеты. Кроме того, анкеты будут опубликованы в средствах массовой информации, на электронных сайтах. Особый разговор состоится с предпринимателями. Понятно, что не все из них захотят поделиться своим “коррупционным” опытом. Равиль Муратов попросил прокуратуру поднять дела и жалобы предпринимателей, которые ушли из бизнеса. Такие дела есть, большая часть их не имела продолжения. В русле работы комиссии эти документы могут о многом рассказать.
Некоторые вещи, как выяснилось на заседании комиссии, и не требуют столь глубинного изучения. По словам министра юстиции РТ Мидхата Курманова, сегодня, чтобы при необходимости сдать документы в Регистрационную палату, требуется аж четыре месяца, и еще месяц необходим, чтобы оформить право собственности. А все потому, что у нас в республике всего десять регистраторов. Они просто не успевают. В Башкортостане, например, тридцать регистраторов. Спрашивается, почему у нас меньше? Получается, что кому-то выгодны очереди, долгие сроки оформления бумаг.
По большому счету, можно долго и не искать щели, где прячется коррупция. Там, где очереди, где трудно получить какую-либо бумагу или справку, где царствует частокол инструкций и запретов, там и нужно искать ростки явления, с которым борется комиссия Равиля Муратова. Второй адрес коррупции (его подсказал Георгий Сатаров) – структуры, при которых созданы разного рода организации, работающие с неучтенными деньгами. Словом, если бороться с коррупцией не на бумаге, то уже сейчас, не дожидаясь результатов анкетирования и глубинных интервью, можно идти и вырывать сорняки на грядках. Пшеницу от лебеды можно отличить и без инструкции.
Вторая половина заседания комиссии была посвящена ее работе со средствами массовой информации. Эту тему затрагивало выступление заместителя генерального директора агентства “Татмедиа” Сюмбель Таишевой. Вопрос о том, как освещать обсуждаемую проблему, до конца прояснен не был, зато журналисты услышали о себе немало интересного. Оказывается, представители прессы и писать не могут на темы коррупции, и не специализируются на правоохранительной тематике, и журналистские расследования не проводят.
У правоохранительных органов есть что рассказать средствам массовой информации, но у них нет уверенности, что СМИ все изложат правильно.
Но пресса она на то и пресса, что иногда видит события иначе, чем другие, что у нее есть свое мнение. Не всем это нравится. Кое-кто хотел бы, чтобы журналисты думали и писали, “как надо”, а если кто-то пишет и думает иначе, значит, он не профессионал.
Равиль Муратов предложил сформировать журналистский “пул”, который получит доступ к эксклюзивной информации, собранной комиссией. Материалы тех журналистов, которые в него входят, будут, если надо, защищать в суде специальные юристы (“запачканные чиновники” просто так не сдадутся, они будут отстаивать свои интересы, в том числе и через суд). Может быть, предположил первый вице-премьер, комиссия выделит специальные гранты журналистам, которые будут работать по данной тематике. Гранты должна выдавать не власть, а частные структуры, посоветовал Георгий Сатаров. Если власть за что-то платит СМИ деньги, то эти средства массовой информации уже трудно назвать независимыми.