Эта бугульминская доярка не так давно справила очередную годовщину со дня смерти своего совсем еще молодого сына – ему не было и 19 лет.
Нельзя сказать, что столь великое горе пришло в ее избу нежданно-негаданно. Почти не снимающая траурных одежд женщина и сама, бывало, потаскивала тайком комбикорма с фермы, а затем, по существу, закрыла глаза на то, что и дети ее стали помаленьку подворовывать в соседних хозяйствах всякое плохо лежащее казенное добро. Старшенький же ее, став подростком, занялся более серьезным криминальным бизнесом – начал еще с двумя дружками совершать налеты на нефтяные качалки, снимая с них на продажу заготовителям все, что изготовлено из цветных металлов. Быстро попался, но на скамью подсудимых не сел, отделавшись легким испугом, поскольку был несовершеннолетним.
Тем не менее уехал на такие же преступные заработки подальше от родных краев, где уже засветился. И под Ульяновском был убит током высочайшего напряжения, когда в очередной раз пытался срезать электропровода вдоль железнодорожных путей… А вскоре так же сгорел на рабочем месте в одном из районов нашей республики его постоянный подельник.
И они, увы, далеко не единственные, кто уже отдал жизни в стремлении “срубить бабок” на воровстве цветмета. Однако число любителей поправлять свое финансовое положение таким вот неблаговидным способом практически не уменьшается. Местами от них страдают даже оросительные системы в полях. Но самый большой урон охотники за цветными металлами наносят объектам энергетиков и нефтегазодобытчиков. В связи с чем, естественно, меня не могло не заинтересовать сообщение о том, что в Бавлинском районе количество хищений цветмета в подразделениях “Татнефти” сведено за последнее время… к нулю.
Верилось в это с трудом, но информация оказалась точной. И во многом благодаря местному отделу созданного при “Татнефти” охранного предприятия “Витязь”.
В бавлинском его филиале работают отслужившие в армии, имеющие отличную спортивную, специальную подготовку парни, которые в ноябре позапрошлого года приняли на себя функции службы безопасности НГДУ “Бавлынефть”, существенно превосходившей их численностью. Мало того, в отличие от нее “витязи” взялись еще присматривать и за хозяйством цеха Альметьевского УБР, “Татнефтедора”, других подразделений нефтяной компании. Быстро наращивая эффективность оперативно-розыскных мероприятий по задержанию “клиентуры” и возвращению похищенного цветмета, отдел одновременно вел профилактическую работу. Подвергались модернизации сторожевые технические устройства, с успехом заменяющие людей на охране объектов, значительно при том ее удешевляя. Среди них, к примеру, и стационарные модули, заступившие на вахту там, где раньше размещались вагон-домики с сотрудниками службы безопасности нефтегазодобывающего управления, и мобильное оборудование, о местах установки которого знают даже не все руководители отдела.
Спецы отдела принялись активно выявлять незаконные пункты приема цветных, черных металлов. Совсем недавно нашли еще один такой, хорошо законспирированный буквально в центре Бавлов.
Выполняя непосредственные свои обязанности, патрули “витязей”, практически круглосуточно объезжающие подведомственную им территорию, присматривают заодно и за сохранностью загородных садово-огородных массивов. Хищения здесь стали острой проблемой. Немало людей потеряло возможность поливать грядки из-за того, что охотники за цветметом раскурочили энергооборудование, с помощью которого подавалась вода на земельные участки. И уже известны случаи, когда над ворьем, забирающимся в сады-огороды, устраивались массовые самосуды. Взяв под свою опеку фазенды бавлинцев, “витязи” тут же задержали пару преступников, снявших с одного из садовых домиков алюминиевую кровлю.
Охранное предприятие нефтяников заметно поубавило прыти и тем криминальным группам, которые решили, что станут менее уязвимыми, ежели будут отправляться на грабеж энергетических промысловых объектов не пешком, а на машинах. Оседлав “Жигули”, разбойничая, ватага из рабочего поселка Уруссу поснимала с замерного устройства на втором бавлинском промысле гидропривод, счетчик, другие узлы и детали из цветных металлов, однако не успели воришки толком нарадоваться добыче, как их повязали с поличным инспекторы из “Витязя” М.Осипов и Ч.Халиков.
– Если раньше страда для нас начиналась весной, после того, как просохнут проселочные дороги, и заканчивалась поздней осенью, в распутицу, то теперь горячие денечки у нас, по существу, круглый год, – заметил заместитель начальника отдела К.Гафиятуллин.
Под пристальный надзор “витязи” взяли машины, в первую очередь грузовые, перемещающиеся по перелескам близ охраняемых объектов. И уже не раз находили в них приспособления для срезания проводов, подлома промысловых сооружений, трансформаторов.
Нередко парни из подразделений “Витязя” устраивают засады, проводят операции совместно со своими коллегами из отдела охраны производственных объектов бавлинского закрытого акционерного общества “Алойл”, которые также являются признанными профессионалами. Они уже давненько отвадили расхитителей цветмета от оберегаемых ими объектов. Руководитель отдела охраны производственных объектов “Алойла” Р.Садыков – бывший майор милиции, работавший начальником штаба местного ГРОВД. В его распоряжении есть несколько человек, прежде служивших в правоохранительных органах. Выполняя работу, предусмотренную штатным расписанием, патрули попутно присматривают и за соблюдением общественного порядка в городе, на сельских улицах. Не раз видел я ребят из отдела охраны “Алойла” возле мест массовых празднований, гуляний бавлинцев. Хорошо, если бы их примеру последовали аналогичные ведомственные службы по всему Татарстану.
Наиболее бдительны охранные экипажи по пятницам, они этот день называют “воровским”. Конец рабочей недели, мужики выпивают, а затем отправляются на добычу, чтобы добавить спиртного. Что делают Садыков и его команда? Проезжают, скажем, с началом густых сумерек подчеркнуто открыто прямо по деревне, а потом, забравшись на взгорок за околицей, совершают разные маневры, чтобы у тайно следящих за машиной сложилось такое впечатление, что патруль остановил вездеход, выключил фары и, притаившись, ждет, как бы кого сцапать у подопечных ему объектов. На самом же деле экипаж тихо убыл дальше по маршруту…
Напористо ведут борьбу с охотниками за цветметом и сотрудники здешнего отдела внутренних дел. Ряду фермерских, кооперативных, иных хозяйств района были возвращены десятки метров поливных труб, кабеля, детали от охладителя молока, электродвигатель, радиаторы с медной оснасткой и т.д. Недели три назад был пресечен преступный промысел двух бавлинцев, попытавшихся похитить с городской теплотрассы аж девятнадцать алюминиевых листов. Однако как только они завершили погрузку добычи в прицеп к своему “жигуленку”, так тут же были задержаны людьми в погонах.
Что же касается оплакивающей сына доярки, то на днях одна из ее соседок заметила:
– Скоро этой женщине, кажись, о младшеньком своем горевать придется.
– Почему? – спросил я.
– Ну как же… Тоже ведь цветные металлы подворовывать принялся.
– Откуда вы знаете?
– Ну… – замялась собеседница, – мой муж недавно ему на нашем “Москвиче” мешок с цветметом до городского приемного пункта помог довезти…
Вот и такая есть позиция. В дополнительных комментариях она не нуждается.