Мужчины по вызову, или Служба на все времена

Когда были придуманы телефоны экстренных служб, те самые “01”, “02”, “03”?

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

Когда были придуманы телефоны экстренных служб, те самые “01”, “02”, “03”? Увы, точной даты узнать не удалось: наверное, как только в Казани появилась телефонная связь, сказали нам. Зато день создания в МВД дежурных частей известен – 28 марта 1918 года.


Думаю, обращаться по телефону “02” приходилось хоть раз в жизни каждому из нас. А вот побывать в святая святых – дежурной части Управления внутренних дел Казани – вряд ли. Кто и как здесь работает? Почему порой дозвониться до милиции бывает сложно? Кому жаловаться на проигнорированный вызов по “02”? Попробуем получить ответы на эти вопросы из первых рук.


От вызова до помощи – три минуты

Просторное помещение, разделенное перегородками из пластика и матового стекла на несколько “кабинетиков”. В каждом из них – помощник дежурного оператора. Это те самые девушки, чьи голоса мы слышим, дозвонившись до “02”. Каждая кабинка оборудована телефоном с определителем номера и компьютером.


Несмотря на обеденное время (вроде бы не самое “урожайное” по числу совершаемых правонарушений), звонки раздаются поминутно. Наудачу заглядываем в одну из секций.


– Алло, милиция? – Даже без включения громкой связи ясно слышен напористый женский голос. – Скорее приезжайте, тут драка. Это на пересечении улиц Островского и Гагарина.


Вроде бы эти две казанские улицы не пересекаются… Оборачиваюсь на подробную карту города, занимающую почти всю стену дежурной части. Точно, улицы расположены в разных местах. Будто угадав мои мысли, оператор отвечает:


– Эти улицы не пересекаются.


– Как это?! – тон звонящей достигает угрожающих высот. – Здесь еще напротив перекрестка – Молодежный центр!






История от дежурной части

Звонит женщина, в голосе слезы:


– Приезжайте, у нас тут ужас что творится. Сестра хулиганит, из квартиры на лестничную клетку меня выгнала, от соседей звоню.


– А что случилось?


– Пришла я к ней в гости, а она еще с работы не явилась. Ну, сидим с ее мужем, ждем, выпиваем. Так эта ведьма прибежала, глаза свои бесстыжие вытаращила, да за табуретку. Так обоих нас голых на лестницу и выгнала…

Молодежный центр, как скажет вам любой знакомый с топографией Казани, находится на улице Декабристов, которая ни с Гагарина, ни с Островского не соседствует. Так где же драка-то? Отгадка ребуса оказалась простой: дама звонила из другого города республики.


– Такое бывает, – рассказывает помощник оперативного дежурного УВД Казани Людмила Евтихова. – Сейчас многие татарстанцы покупают мобильные телефоны. Если купил и зарегистрировал аппарат в Казани, то и номера вызова экстренных служб, заложенные в его память, тоже казанские. Отсюда и путаница. Получается, например, в Альметьевск вызывают “скорую” или милицию из Казани. Нужно сначала междугородный код своего населенного пункта набирать, а уж потом – номер службы.


Наш разговор прерывает звонок. На аппарате высвечивается городской номер, Людмила безошибочно определяет:






История от дежурной части

– Милиция? Срочно приезжайте, спасайте, у меня по квартире олени бегут.


Оператор про себя ставит диагноз “Белочка” (белая горячка. – Авт.) и пытается пошутить:


– Так вы их ловите.


– Вы что, девушка, ненормальная? Их же целое стадо, они меня затопчут!

– Кировский район.


Точно. Житель дома по улице Кулахметова обеспокоен непорядком в соседской квартире:


– Дверь приоткрыта, никто не отзывается, войти боюсь. Приезжайте.


Людмила, набирая сообщение на клавиатуре компьютера, привычно командует в трубку:


– Не входите в квартиру, патруль выезжает. Уточните адрес…


Ну, посмотрим, насколько оперативно работает дежурная часть: наверняка Людмила начнет звонить начальству, экипажу, сообщать данные. Однако…


– Вы чаю хотите?


– Какой чай! Вы что, не собираетесь милицию по тревоге поднимать?


Глядя на мое возмущенное лицо, Людмила улыбается.


– Все уже сделано, экипаж проинформирован.


Оказывается, сообщение, набранное “телефонной девушкой”, тут же поступает на экран компьютера оперативного дежурного. А уже оттуда – во все необходимые службы. Например, при сигнале об угоне автомобиля – операторам центральной зоны, Заречья, вневедомственной охраны, ДПС… Причем одно и то же сообщение слышат все одновременно. До приезда патруля на место происшествия проходит в лучшем случае минуты три, в худшем – до получаса. Несколько лет назад от звонка в милицию до выезда патруля проходило минут пятнадцать, теперь время оповещения минимизировано.


Интуиция плюс опыт

Казалось бы, работа помощника оперативного дежурного предельно проста – запиши, передай, и все.


– Не совсем так, – говорит начальник смены дежурной части УВД Казани Сергей Короткевич. – Иначе столь строгого отбора к нам в службу не было бы. За сутки каждой из наших девушек приходится принимать до полутора тысяч сообщений. И тех звонков, что на самом деле требуют отработки, и совершенно не наших, вроде вопросов “Как проехать к вокзалу?”. Правильно оценить серьезность звонка очень важно. Например, многим памятен случай, когда в квартире на улице Чехова были убиты две женщины. Сообщение приняла Людмила Евтихова. Собственно, звонок был рядовой: женщина пожаловалась на шум в квартире этажом выше. Вроде бы это работа для участкового, есть ли смысл отправлять экипаж? Но, как пояснила звонившая, сверху доносятся грохот и мужские голоса. А соседки, по ее словам, тихие, интеллигентные женщины. Экипаж Людмила направила – и не ошиблась. Убийц тогда взяли на месте, с поличным. Так что, кроме добросовестности, приятного голоса, вежливости и опыта работы в милиции, помощнику оперативного дежурного нужна особая интуиция.


Возьмите трубку!

Растет Казань, множится число ее жителей, и, увы, не уменьшается количество правонарушений. Соответственно, приходится расширять и службу “02”. В 1984 году, когда была организована дежурная часть УВД, в смене работали 5 человек, в том числе всего один принимающий звонки. Сегодня суточный наряд – 17 человек, и все равно дозвониться в милицию, например, в праздничный вечер, бывает сложно.






История от дежурной части

В трубке – старческий голос:
– Дочка, пока я на базар ходила, у меня в квартиру воры забрались. Входить боюсь, вдруг убьют.

Приехавший наряд с согласия хозяйки высаживает дверь. Никого в квартире нет. Оказывается, старушка забыла дома ключи, открыть захлопнувшуюся дверь не смогла. Можно было, конечно, вызвать МЧС, но уж больно дорого – услуги по вскрытию дверей платные. То ли дело милиция: дешево и сердито!


Причем даже привлечь бабку за ложный вызов не представляется возможным: ну, перестраховалась пожилая женщина, ошиблась. С кем не бывает?

– Больше скажу, – поясняет начальник дежурной части Марат Ахметзянов. – Не раз мне жаловались, что вроде бы и гудки длинные – не занят телефон, а трубку не берут. А объяснение простое: у нас десять линий выделено под “02”, а тех, кто может принять сообщение, пятеро. Вот и приходится иногда несколько минут ждать ответа. А в экстренной ситуации эти минуты могут оказаться фатальными.


В Москве сегодня служба “02” значительно разрослась – вместо 27 операторов работают 82.


– Мы, конечно, по размерам с первопрестольной несравнимы, – говорит Марат Махмутович. – Но и для нас четыре оператора плюс дежурный в смене мало. Однако результаты у нас все равно неплохие. Начальник МОБ МВД России как-то даже поставил под сомнение высокий процент раскрытия нашей службой преступлений по горячим следам. Потом поездил с нашими патрулями, убедился, что не приписываем. Кстати, очень много новшеств российской милицией взято у нас. Так, группы немедленного реагирования в Казани были созданы еще в 1996 году и только потом появились в республике и по всей России. Да и “план-перехват” впервые был разработан и опробован именно в УВД Казани.


Выручают в какой-то степени “052” – бюро криминальной информации и “053” – поиск пропавших. Раньше и такие звонки адресовались в “02”. Кстати, сообщить информацию криминального характера и остаться при этом неузнанным, действительно реально. Хотя согласно приказу МВД России милиция не обязана рассматривать анонимные звонки, “052” приносит ощутимую пользу, помогая выявлять ценные сведения. И, вопреки сложившемуся мнению, определителя номера на линии “052” нет, милиция играет по-честному.


В общем, театр начинается с вешалки, а раскрытие многих преступлений – с обращения в “02”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще