Новую жизнь принято начинать с понедельника, а еще лучше – с Нового года. Причем это касается не только, так сказать, частных начинаний. Интересно, что подавляющее количество всевозможных изменений и поправок к любым законам и правилам вступает в силу как раз с января. Не стал исключением и год нынешний – например, несколько поправок к Правилам дорожного движения стали действовать именно с 1 января 2004 года. Какие? Об этом рассказывает заместитель начальника УГИБДД МВД РТ Масхут МИФТАХОВ.
– Сразу скажу, что поправок немного. Так, согласно пункту 9.4 ПДД грузовым автомобилям весом свыше 2,5 тонны при наличии трех и более полос на дороге в одном направлении отныне разрешается выезжать на левую крайнюю полосу только для поворота налево или разворота. Штраф за нарушение – от ста до двухсот рублей. Штраф, прямо скажем, небольшой. Так что можно смело прогнозировать ситуацию, сходную с той, что сложилась с запрещением водителям разговоров по мобильному телефону во время движения. И пункт соответствующий в правилах есть, и даже наказание предусмотрено. Но штрафные санкции весьма незначительны, так что запрещение получается больше на словах. А как же сознание, скажете вы? К сожалению, сегодня самый действенный запрет – через рубль. И не только в России. В Англии, например, разговор по мобильному, повлекший за собой ДТП, расценивается как уголовное преступление. Соответственно и наказывается – как минимум, лишение водительского удостоверения и солидный штраф. У нас же штраф – пятьдесят рублей. Правда, в Кодексе об административных нарушениях есть очень прогрессивное, на мой взгляд, изменение. В части 1.20.25 сказано, что орган, наложивший взыскание – в нашем случае ГИБДД, – отныне наделен таким правом: если нарушитель в течение положенного месяца не оплачивает штраф, принимается решение о двукратном увеличении размеров штрафа или мировому судье будет направлено требование об аресте недобросовестного гражданина на срок до пятнадцати суток. Тут, я думаю, многие согласятся уплатить штраф вовремя…
– Вот вы говорите – наказывать рублем. Но список нарушений, наказываемых штрафами, так велик, что если еще и увеличить размеры штрафных санкций, то автовладельцам на бензин денег не останется…
– А вы не нарушайте правил… Хотя, тут я с вами согласен: согласно статьям Административного кодекса, штрафами у нас карается сто двадцать четыре вида нарушений правил дорожного движения. Было бы логично сократить список, а вот за оставшиеся – те, которые дают серьезные последствия, наказание усилить. Например, в Англии за парковку в неразрешенном месте по нашим деньгам придется выложить сорок пять тысяч рублей. Введи у нас такое – будут бросать машины где попало? Вряд ли. За превышение скорости до шестидесяти километров в час вместо предписанных знаком сорока у нас полагается штраф в сто рублей. А у них – тоже сорок пять тысяч. Будете превышать? Конечно, там и зарплата у людей повыше. Но все-таки наказание намного более жесткое. Заместитель российского Премьер-министра Владимир Яковлев, председатель Государственной комиссии по безопасности движения, предлагал рассчитывать размер штрафа не из расчета ста рублей, а, согласно нынешней “минималке”, в шестьсот.
– А как насчет изменений по части парковок?
– Парковка на краю тротуара отныне будет разрешаться только при наличии на этом участке знаков, разрешающих стоянку и предписывающих, в каком порядке идет парковка: вдоль обочины или с заездом на тротуар. Задумка очень полезная. Только это нарушение “карается” тоже небольшим штрафом – пятьдесят рублей, что вряд ли окажется действенным. К тому же, как известно, на месте штраф сейчас не берут, а кто будет бегать за нарушителем с требованием оплатить штраф? Еще Салтыков-Щедрин говорил, что строгость наших законов компенсируется тем, что они не исполняются. Но с несанкционированными парковками и вправду уже пора что-то делать. В Москве, конечно, этот вопрос стоит острее, чем у нас: в часы “пик” по узким улочкам просто не проехать из-за брошенных вдоль дороги машин. Но и в столице Татарстана “горячих точек” хватает. Допустим, магазины. Вроде бы владельцы торговых объектов обязаны оборудовать места для парковки. Но каждый ли супермаркет может похвастаться собственной стоянкой? С владелицей одного из известных в городе супермаркетов у меня такая история была. Пошли жалобы от жителей, что невозможно пройти по тротуару, ибо вся дорога заставлена брошенными как попало машинами. Я поговорил с директором, та обещала за месяц решить проблему. Прихожу через месяц – воз и ныне там. Так директор еще и “в позу встала”: мол, водители оставляют машины, их и наказывайте. На следующий день мы установили возле этого магазина знак “Остановка запрещена”, инспекторский пост выставили. Через три дня хозяйка магазина взмолилась: мы все сделали, как положено, уберите знак, у нас доходы-то “на ноль” сошли – люди обеспеченные в магазин не заходят, кому же хочется полквартала до машины с переполненными пакетами шагать? Так что тут самый действенный рычаг – денежный.
А как прикажете бороться с нарушителями, например, на улице Татарстан, возле дома №7? Зимой здесь регулярно выстраивается целая цепь из жалобно завывающих троллейбусов. Дело в том, что после уборки и несвоевременного вывоза снега вдоль дороги образуется высокий вал, существенно сужающий трассу. И если около него оставить машину даже минут на десять, останавливается движение троллейбусов – объехать ее невозможно. И никакого наказания за это до сих пор не было. Да и сегодня пятьдесят рублей штрафа погоды не сделают. Другое дело – эвакуация таких машин. Скоро все будет иначе – автопомеху просто отвезут при помощи эвакуатора на штрафстоянку. За умышленную остановку общественного транспорта водителю придется расплачиваться из собственного кармана.
– Так ведь вас замучают заявлениями о мнимых угонах…
– У дежурного ГИБДД информация о таких авто будет, так что справимся.
– Разговор о “насильственной эвакуации” вроде бы рассматривался в Думе, в первопрестольной постановлением мэра такое решение принимали. Но ведь отменили же…
– Создание помех движению – сегодня одно из самых актуальных нарушений. И решение о введении эвакуации транспортных средств, мешающих ему, утверждено законодательно. В декабре прошлого года было принято постановление Правительства РФ для исполнения пункта 27.13 Административного кодекса по задержанию транспортного средства и его эвакуации. Пока в Казани каждый день работают только три эвакуатора, администрация Казани закупает еще несколько. В течение трех ближайших месяцев должно быть разработано положение о порядке доставки машин-нарушителей на штрафстоянку.
– Наказывать за нарушения нужно. Но где прикажете оставлять машину, если мест для парковки в Казани хронически не хватает?
– К сожалению, до сих пор большая часть спроектированных и уже строящихся объектов не согласована с ГИБДД. Вот и получается, что строим себе головную боль. Между прочим, в списке организаций, от которых требуется согласование на строительство, числятся двадцать шесть ведомств, даже вет-инспекция. А вот с ГИБДД советуются крайне редко.
– Неправильно припаркованные автомобили действительно мешают движению, тут не поспоришь. Но пробки на дорогах возникают не только из-за них…
– Как не быть в Казани заторовым ситуациям, когда транспорта все больше, а дорог новых нет! Более того, старые закрываем! В 1982 году, когда я работать начинал, машин было в несколько раз меньше, для авто были открыты улицы Баумана, Кремлевская (тогда Ленина), не говоря уж о Профсоюзной. Теперь Баумана закрыта полностью, Профсоюзная – наполовину, Нариманова и Тукаевская перекрыты рынком.
Сегодня в Казани на учете 707 тысяч единиц автотранспорта – каждый год их число увеличивается еще на 25-30 тысяч. Ежегодно около шестидесяти тысяч человек получают водительские удостоверения. Растет парк автобусов. И, соответственно, число ДТП с их участием – на 24-25 процентов в год! По улице, к примеру, Кирова проехать сейчас крайне сложно. Начальник УГИБДД РТ Р. Минниханов уже дал распоряжение, чтобы на открытие новых маршрутов по этой улице наши дорожники разрешения не давали. И не от хорошей жизни, ведь пропускная способность улицы не беспредельна.
Кабинетом Министров РТ в феврале 2002 года было принято постановление “Программа безопасности дорожного движения в Республике Татарстан на 2002-2010 годы”, которым определены основные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения и источники их финансирования. В рамках этой же программы ведется и развитие автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД). Не строим новых дорог в городе, так хоть правильно регулировать транспортные потоки нужно. Существующая казанская АСУДД не в состоянии обеспечить координированное управление всеми светофорными объектами города. Для нормальной работы системы необходима информационная сеть, объединяющая все объекты управления дорожным движением – светофоры, регулируемые дорожные знаки, датчики плотности и скорости движения автомобильного транспорта, центры управления АСУДД и много чего еще. Построить такую сеть можно на базе уже имеющейся ведомственной информационной сети республиканского МВД. Выгоды очевидны: в рамках одного проекта можно объединить системы городского видеонаблюдения, телеметрии и навигации, экологического мониторинга и идентификации транспортных средств.
И раскачиваться долго нельзя: года через два бездействия транспортный поток в городе вообще остановится. Будет одна сплошная пробка.
Беседовала